Столичная конституция

Лучшие умы страны бьются над планом застройки Астаны


Лучшие умы страны бьются над планом застройки Астаны

_______1.jpg

«Как застраивать столицу?» – этот вопрос сегодня самый актуальный в кругу столичных архитекторов. Как будет создаваться лик Астаны: по радиально-кольцевому или прямоугольному принципу? Если по первому, то движение в центре столицы будет напоминать московское Садовое кольцо. Если же по прямоугольной схеме, то это вылитый нью-йоркский Манхэттен, который имеет прямые улицы. К слову, так в свое время застраивался Алматы. Какая же система будет лучше для Астаны, столичные зодчие еще не определились.

Сторонники применения в процессе строительства окружностей приводят свои аргументы: круг идеально смотрится с высоты птичьего полета и отчетливо виден из космоса. Они считают это продолжением традиций, так как древние казахские города возводились в форме геометрической окружности. Круглый город вокруг Астаны получится вокруг кольцевой транспортной коммуникационной эстакады протяженностью 44 километра и радиусом более восьми километров в центральной части. Средняя эстакада будет предназначена для автомобильного городского транспорта, к примеру, для скоростных трамваев.
По мнению противников круглого города, это заведет Астану в тупик. Сегодня московская система движения транспорта, когда все дороги ведут в центр, общепризнанно считается самой плохой. Москва хочет вырваться из замкнутого круга, но уже не может. Стоит ли Астану загонять в эти же условия, когда перед глазами опыт москвичей?
– О перспективе города должны думать профессионалы. Круглые городища строились в средние века, когда было удобнее рыть рвы и укреплять крепости. Но это символ уходящей эпохи, но не будущего, – заметил глава государства во время своего последнего визита в ГКП «Астана Генплан». – Кольца растут в тех городах, которым исторически судьбой предначертано стать и оставаться круглыми, и они не могут от этого избавиться.
Приверженцы четких линий предлагают развитие города по типу нью-йоркского Манхэттена с четкой сеткой улиц. Такой вариант считают самым удобным при планировании транспортной системы города. Как выяснилось, при кольцевом принципе гигантская нагрузка придется на центральные автострады, и тогда нужно будет строить дополнительные магистрали по окружности. Разработчики проекта строительства кольцевого транспорта на все про все просят 1,3 млрд тенге, но простые математические расчеты опровергают эту цифру. Так, столичный мост М-1 длиной 900 метров обошелся бюджету страны в 5,5 млрд. И если эту цифру умножить на 44 километра, то получается 2 млн долларов. Причем М-1 предназначен только для автотранспорта, а кольцевая система – и для альтернативных видов транспорта и, соответственно, становится весьма дорогим проектом.
Что касается сроков, то авторы проекта кольцевой системы обещают построить ее за пять лет. Но опять-таки реальные возможности не сходятся с теоретическими прогнозами. Тот же мост М-1 длиной меньше километра возводился в Астане почти два года. А кольцевая система – это целых 44 километра! Для его постройки понадобится почти добрая половина века. Глава государства отметил, что экономика страны такой дорогой долгострой не потянет. Известно, что Астана – детище Нурсултана Назарбаева. За темпами развития столицы президент следит лично и каждый раз, осматривая столичный генплан, наблюдает за ходом строительства Астаны.
– Нам надо построить не только красивый город, но и создать его собственный колорит. Мы проделали гигантскую работу, но предстоит сделать еще больше, – подчеркнул президент. – На какие деньги мы собираемся строить круглую систему развязки? Нельзя идти на поводу архитекторов, предлагающих проект идеального города. Мировая градостроительная наука уже давно поставила на этом жирный крест. Идеальных городов нет.
Сегодня столица бурно развивается, масштабы строительства растут из года в год. Но при этом нужно, чтобы она застраивалась грамотно и качественно. Как выяснилось, уже сегодня проблемы застройки столицы превращаются в снежный ком. Поэтому беспокойство столичных градостроителей вызывает и опасность нарушения гармонии на левобережье столицы. Для этого, пока не поздно, предлагается старый и новый город органично объединить с помощью старого городского и нового президентского парков. К примеру, так устроено в Лондоне и Берлине, где через весь мегаполис пролегает парковая зона. Как же это воплотить в столице? Вот поразмыслить над этим как раз и поручено столичным архитекторам.
Как один из вариантов было предложено пробить сплошной «зеленый» пояс и запретить застройку территорий, прилегающих к старому и новому паркам. Помимо этого для баланса масштабности застройки можно использовать новую ось, которая соединит центр города с аэропортом. В этом случае жители и гости столицы будут проезжать не только по существующей улице Кабанбай батыра, но и по новой трассе, которая напрямую будет связана с выходом на новый терминал аэропорта. Вдоль трассы предложено построить около двадцати зданий по проектам звезд мировой архитектуры. И в этом случае магистраль можно будет назвать бульваром мирового зодчества.
Глава государства предложил не спешить и подумать, как соединить старый город с новым. Для принятия взвешенного и обоснованного решения акиму столицы и правительству было поручено организовать экспертизу концепции корректировки генерального плана с приглашением зарубежных специалистов.
– Генеральный план – это конституция города. Порядок его корректировки должен быть разумно консервативен, и не каждый может вносить в него поправки, – отметил глава государства. – Единственным критерием при принятии решения должно стать высокопрофессиональное экспертное заключение, а не величина кошелька или мощность связей, которые часто решают вопрос.

Ссылка на источник: www.liter.kz

 


0 комментариев:

Обновить
Дата выхода: 22 февраля 2007   Сброс
Подписка на новости
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.