Заключайте договоры с риэлторами

Риэлторы, которым клиенты отказываются платить комиссионные, выигрывают суды в 95% случаев, делятся в Ассоциации риэлторов Казахстана. При условии, конечно, что был заключен договор на оказание услуг по поиску подходящих вариантов недвижимости. Об этой статистике стоит помнить тем, кто нанимает на работу риэлторов, а затем не считает нужным отдать причитающееся за это вознаграждение.

Совсем недавний случай: карагандинское риэлторское агентство «Комфорт» выиграло суд первой инстанции по иску за неоплаченную комиссию. Полгода назад к сотрудникам агентства обратилась женщина с просьбой продать магазин. На объекте числились обременения, самостоятельно предпринимательница его реализовать не смогла, хотя и пыталась.

Риэлтор Владимир Дадашев говорит, что после заключения соответствующего договора, он плотно занялся магазином: стал его рекламировать и приглашать на осмотр потенциальных покупателей. Сначала хозяйка объекта выставила вполне адекватную цену для данного района, но покупателей не устраивало, что недвижимость находится в залоге. На переговорах с очередным претендентом на магазин (уже 6-м по счету) владелица согласилась снизить цену на 9 тысяч долларов. Покупатель согласился, и в этот же день хозяйке была оплачена почти вся сумма по сделке. Для полного расчета осталось внести лишь 4 тысячи долларов. После того как с объекта были сняты все обременения, стороны отправились к нотариусу и оформили договор купли-продажи.

— В последний рабочий день перед Новым годом к нам приехал супруг хозяйки, он был навеселе, начал торговаться: давайте вам заплатим 700 долларов, давайте 500 долларов, — рассказывает риэлтор. — В разговоре использовал нелестные эпитеты, хотелось, прям, с ним что-то сделать. После того как сделку оформили нотариально, хозяйка тоже попыталась скинуть цену вполовину, до 500 долларов. Я ответил, что сколько написано в договоре, эту сумму и отдайте. Но женщина посчитала, что раз она снизила цену за магазин, то и мы должны получить меньше. А то, что мы ездили в морозы, старались быстрее продать — это не в счет, ей не интересно. В итоге мы разошлись в разные стороны.

С риэлторами, на самом деле, можно договориться о снижении комиссии. Причем уменьшение оплаты может доходить до 50% от первоначальной суммы. К основному договору об оказании риэлторских услуг в таких случаях прилагается дополнительное соглашение, где указывается, как изменился размер комиссии.

Новый год для агентства «Комфорт» начался с обращения в суд по факту неоплаты. Компания его выиграла и даже обратилась с ходатайством о наложении ареста на квартиру клиентки. Но в этом суд отказал из-за незначительной суммы долга.

— Мы не обеднеем на 150 тысяч, — говорит Владимир Дадашев, — но это дело принципа — довести всё до конца, чтобы с клиентки взыскали по полной программе. 

Такой решительный настрой можно понять: компания не единственная на рынке, кто сталкивается с подобной проблемой.

— Многие считают, что в риэлторском бизнесе делать ничего не надо: приехал — показал — заключил сделку — получил комиссионные, — комментирует президент Объединенной ассоциации риэлторов Казахстана Нина Лукьяненко. — Однако всё не так просто. Риэлтор в первую очередь обладает знаниями, благодаря которым он способен совершить сделку, как указано в данном случае. Когда работает профессионал, то со стороны кажется, что всё легко и просто. Однако, когда в наш бизнес приходят новички, привлечённые мифами о высоких доходах риэлторов, то почему-то надолго не задерживаются. Уходят в поисках иных «хлебов». По моему мнению, подписание договора — это вполне цивилизованные отношения. Сначала договориться об условиях работы, об оплате за услуги и только затем входить в сделку.

Случаи, когда потребители ведут себя, мягко говоря, некорректно, в практике не редкость. По опыту сотрудников ассоциации, риэлторы выигрывают суды в 95% случаев. Это возможно, когда договор составлен чётко и понятно.

Риэлторы указывают, что существует и другая проблема, когда граждане действительно оказываются жертвами. Нина Лукьяненко говорит, что часто слышит возмущения от людей по поводу непрофессиональной работы, в связи с чем некоторые и отказываются платить:

— И бывают правы, когда риэлтор не может двух слов связать и объяснить за что ему нужно заплатить. К нам в комитет по этике обращаются с просьбами разобраться в ситуации обслуживания «псевдориэлторами», и мы помогаем. Решение для обеих сторон может быть одно, и это является рекомендацией и клиентам, и риэлторам: подписывайте договоры на оказание услуг. Чётко определяйте объём работ, степень ответственности и вознаграждение — завтра не будет повода ходить по судам, тратить силы и нервы.

Руководитель ассоциации призывает граждан обращаться к аттестованным специалистам. И предупреждает: риэлтор, который не подписывает договор, ни за что не отвечает. Может быть, он даже нигде не зарегистрирован. О клиенте, который не желает оформить письменный договор, можно сделать вывод, что он хочет лишь одного: заплатить как можно меньше. 

Фото: saurfang.ru

Ирина БЕРДАШОВА, Информационная служба www.kn.kz

 


1 комментарий:

Обновить
НД (24.02.2015 09:38)

Без договора сейчас - никак нельзя, это страхует обе стороны и вызывает доверие со стороны клиентов. Неприятно, когда клиент торгуется за комиссионные. Я, и только я решаю - во сколько оцениваю свой труд. Например, указано 2% в договоре - вот 2% должен клиент и выплатить.
Был случай, когда клиент временно был стеснён в средствах, и на словах мы договорились так: выплата комиссионных - через 30 дней со дня совершения сделки купли-продажи, но договор я оставил без изменений - на 3 рабочих дня.
Прошёл месяц, клиент просит отсрочку ещё на 30 дней, но я настоял, клиент выполнил нашу устную договорённость, и мы все остались довольны. Тем более, что теперь он (клиент) стал моим соседом))


Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.