Государственная регистрация прав на недвижимость - обязательная процедура, юридический акт, являющийся единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Какую недвижимость необходимо регистрировать?
Государственной регистрации в обязательном порядке подлежат следующие виды прав на недвижимость:
- право собственности;
- право землепользования на срок от года;
- право хозяйственного ведения;
- право оперативного управления;
- сервитут в пользу большего земельного участка другого объекта недвижимости на срок от года. (Сервитут — это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости: земельным участком, зданием и т.д.);
- изменения и/или обременения прав на недвижимое имущество (изменения идентификационных характеристик недвижимости, изменения сведений о правообладателе);
- изменения условий договоров, но только в том случае, если они касаются сведений, которые содержатся в регистрационном листе, каким-либо образом влияют на объем прав, устанавливаемых на объект недвижимости, или в тех случаях, когда они должны быть зарегистрированы на основании соглашения сторон.
Оформление купли-продажи квартиры: перечень документов, стоимость >>>
Необходимые документы
Для регистрации прав заявителю нужно будет явиться в ЦОН с удостоверением личности и представить следующие документы:
- заявление установленного образца о государственной регистрации;
- правоустанавливающие документы, которые подтверждают объект регистрации, а также технический паспорт и/или идентификационный документ на земельный участок;
- копию документа, удостоверяющего личность;
- квитанцию об оплате сбора за госрегистрацию прав на недвижимость.
В отдельных случаях ЦОНом могут быть запрошены и другие документы. А если сделка, в результате которой возникли права, подлежащие регистрации, не была нотариально оформлена, то органы регистрации обязаны провести проверку дееспособности лиц, участвовавших в сделке и подлинность их подписей.
Прописка в Казахстане: какие документы нужны для прописки >>>
Подготовка документов к регистрации
Стоит обратить внимание на то, что на государственную регистрацию не принимаются документы, в которых обнаружены подчистки, приписки, неоговоренные изменения или зачеркнутые слова. Регистрирующим органом может быть отказано в регистрации также в случаях, если с заявлением обращается ненадлежащее лицо, без документов, удостоверяющих личность; если неправильно заполнены формы заявлений; если заявителем представлен неполный перечень документов.
В правоустанавливающих документах должны содержаться сведения о правообладателях и о виде регистрируемого права, а также данные об объекте, которые необходимы для целей ведения правового кадастра.
В регистрирующий орган в обязательном порядке подаются два экземпляра документов, подтверждающих возникновение, прекращение или изменение прав на объект недвижимости. Один из них должен являться подлинником или копией, удостоверенной у нотариуса. В тех случаях, когда документ представляет собой судебный акт, или другой документ, подлинник которого не выдается на руки правообладателю, для регистрации представляются две нотариально заверенные копии этого документа.
Перед принятием решения регистрирующим органом проводится детальная проверка документов, с целью установления соответствия документов, субъектов и объектов правоотношений, вида права и/или обременения, оснований их возникновения, прекращения или изменения соответствующим требованиям законодательства. В случае обнаружения несоответствия, заявителю будет отказано в государственной регистрации.
Если при регистрации допущены ошибки, которые не изменяют принадлежность, характер или содержание зарегистрированного права, то они могут исправляться регистрирующим органом по собственной инициативе. Уведомление об исправлении отмечается в регистрационном листе. Заинтересованные стороны уведомляются письменно. В случаях, если регистрирующий орган отказывает во внесении исправлений, соответствующих требованиям, в регистрационные документы, лицо, чьи интересы могут быть нарушены в результате ошибок, имеет право обратиться в суд. И тогда исправления будут внесены на основании решений суда.
Если же вносимые изменения могут повлиять на принадлежность, содержание или характер зарегистрированного права, то необходимо письменное, нотариально удостоверенное согласие всех заинтересованных лиц. Если такое согласие не будет получено в течение одного месяца со времени уведомления, то регистрирующий орган обращается в суд за решением о внесении таких исправлений.
Как восстановить документы на недвижимость >>>
Государственная регистрация прав походит в несколько этапов:
- прием документов регистрирующим органом (ЦОН);
- проверка документов, в том числе проверка законности совершаемой сделки и других юридических фактов, которые являются основанием для возникновения, прекращения или изменения прав на объект недвижимости;
- внесение записей о произведенной регистрации в лист регистрации;
- внесение надписи на правоустанавливающий документ;
- выдача документов с отметками о произведенной регистрации или, в случае отказа или приостановке регистрации, выдача документов, подтверждающих данный факт.
Срок оформления государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними - 5 рабочих дней с момента подачи заявления. Регистрация обременений, которые были наложены государственными органами, а также юридических притязаний производится немедленно с момента подачи заявления. Ускоренная регистрация производится за дополнительную плату в срок не позднее следующего дня с момента подачи заявления.
Марина ДАНИЛОВА, Информационная служба kn.kz