Как восстановить документы на недвижимость

Как известно, отсутствие одной бумажки порой может сильно осложнить жизнь. Особенно если эта бумажка является частью пакета документов на недвижимость. В этом случае главное — не паниковать и помнить, что восстановить можно все. Важно знать как.

Риелторы в один голос говорят, что при потере или порче документов на квартиру ничего страшного, скорее всего, не случится, ведь потеряны только бумаги, а не права на собственность. Дубликаты некоторых правоустанавливающих документов можно получить в течение 5 рабочих дней, другие же придется ждать из архива несколько недель. Процесс восстановления документов длительный и трудоемкий, но отчаиваться не стоит.

О том, с какими проблемами вы можете столкнуться при покупке жилья и когда от квартиры лучше отказаться, чтобы сохранить свои деньги, читайте в статье.

Восстановить можно любые документы

При утере или порче документов панике особенно подвержены представители старшего поколения. Например, такая ситуация была у гражданки Надежды Р. Квартира, в которой она проживала, была получена путем многочисленных разменов и разъездов. К собственному жилью женщина шла несколько лет, и вот, перебирая документы, она обнаружила, что не хватает документа мены.

Она обратилась к риелтору, который работал с ней. Специалист по недвижимости попытался успокоить клиентку, говоря, что документ можно восстановить, а пока стоит еще раз хорошо поискать дома. Но Надежда настаивала и хотела как можно быстрее получить дубликат. Спустя пару месяцев, после того как дубликат был восстановлен, Надежда нашла правоустанавливающий документ.

Дубликаты некоторых правоустанавливающих документов можно получить в течение 5 рабочих дней, другие же придется ждать из архива несколько недель.

Первое, что советуют сделать специалисты по недвижимости при пропаже одного из правоустанавливающих документов — это хорошенько поискать дома. И только после этого обращаться в органы юстиции или нотариальную контору для выдачи дубликата. Закон Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что в случае утраты или повреждения подлинника правоустанавливающего документа на недвижимое имущество, на основании которого была произведена регистрация, его восстановление производится путем выдачи дубликата с копии такого документа, который хранится в регистрационном деле в архиве органа юстиции по месту нахождения недвижимости. Согласно правилам дубликат правоустанавливающего документа выдается только правообладателю или его уполномоченному представителю, действующему на основании доверенности.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, лучше всего всегда иметь на руках копии всех документов, заверенные у нотариуса. Если же это накладно, то стоит хотя бы иметь сканированные версии всех документов в электронном виде, так будет проще восстановить информацию. В любом случае следует обратиться в компетентные органы, к риелтору или юристу, чтобы выяснить, как лучше действовать в конкретной ситуации. 

Как проверить квартиру перед покупкой? >>>

Алгоритм восстановления документов

1. Подать объявление в газету

Если вы недосчитались какого-то документа на недвижимость, необходимо в первую очередь подать объявление в местную или республиканскую газету по месту регистрации недвижимого имущества о признании подлинника правоустанавливающего документа недействительным. В объявлении обязательно необходимо указать адрес недвижимости, название правоустанавливающего документа, его дату выдачи и номер, ФИО собственника недвижимости (Данный пункт был исключен из Правил выдачи дубликата и аннулирования подлинника (удостоверенной копии) утраченного или поврежденного правоустанавливающего документа в 2016 году).

2. Обратиться в ЦОН

В ЦОНе по месту нахождения объекта собственности необходимо заполнить заявление о выдаче дубликата по форме. Обязательно необходимо указать обстоятельства, при которых документ был утерян или испорчен. Помимо самого заявления и номера газеты с объявлением о потере, физическое лицо должно предъявить документ, удостоверяющий личность, либо иной документ, заменяющий его (свидетельство о рождении гражданина, не достигшего 16 лет, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан, удостоверение лица без гражданства).

Юридическое лицо представляет свидетельство о регистрации (копию устава, положения). Кроме того, необходимо будет уплатить сбор, установленный Налоговым кодексом Республики Казахстан, равный 0,25 МРП, действующего на дату уплаты сбора, и в течение 5 рабочих дней регистрирующий орган обязан выдать дубликат правоустанавливающего документа.

5 правил выбора застройщика в кризис >>>

Восстановление документа, заверенного нотариально 

При утрате или порче документов заверяемых в нотариальной конторе, таких как договор купли-продажи, дарения, мены и т.д., необходимо обратиться туда, где этот договор был оформлен.

— Собственнику необходимо будет написать заявление на выдачу дубликата, после заполнения которого необходимо будет предоставить документ, удостоверяющий личность, а также справку о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках, — комментирует частный нотариус Салтанат Бельбаева. — Чтобы получить справку подобного образца, нужно предъявить в ЦОН копию удостоверения личности. Действует справка только один день, поэтому предъявлять её нужно сразу же после получения. Также необходимо приложить справку из стола находок, подтверждающую отсутствие искомых документов.

В случае если нотариальная контора, в которой был заверен документ, по каким-то причинам ликвидирована или истек срок хранения документов, то придется обратиться в районный архив, где в течение двух недель вам бесплатно предоставят дубликат документа.

На что обращать внимание при покупке квартиры >>>

Восстановление копии решения суда

Как восстановить копию решения суда, подтверждающую право собственника на объект недвижимости? Заявителю нужно обратиться в архив суда, который вынес соответствующее решение, и заполнить заявление. Затем оплатить госпошлину согласно 12 пункту статьи 535 Налогового кодекса РК с заявлений о повторной выдаче копий (дубликатов) судебных решений, приговоров, определений, прочих постановлений судов, а также копий других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле, — 10 процентов за каждый документ, а также 3 процента за каждую изготовленную страницу. И в течение 15 рабочих дней архив предоставит дубликат данного документа.

Если решение суда было вынесено более 10 лет назад, то придется обратиться в судебный архив.

Расторжение договора купли-продажи: основания и последствия >>>

Регистрация дубликата

После того как дубликат правоустанавливающего документа будет получен на руки, его необходимо будет зарегистрировать в органах юстиции через ЦОН по месту расположения объекта недвижимости. Лишь после этого он приобретет законную силу. Стоит сразу отметить, что при выдаче дубликата правоустанавливающего документа регистрирующий орган аннулирует подлинник. То есть если вы получите на руки дубликат и через какое-то время обнаружите подлинник, то вы уже не сможете им воспользоваться для совершения каких-либо действий и сделок. С момента выдачи нового документа единственным правоустанавливающим документом, удостоверяющим ваше право на недвижимость, становится дубликат.

Информационная служба kn.kz

Подписка на статьи
Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.