Перспективы гаражного рынка Астаны

Столичные жители после рабочего дня мчатся домой на «железных конях». Не приближающиеся пробки и даже не оставленный открытым кран горячей воды способствуют спешке. Всему виной — парковочное место во дворе дома, на котором может оказаться автомобиль соседа.

Эта проблема не покидает астанинцев и сегодня, когда дома строят по совершенно новым технологиям, и в каждой «высотке» предусмотрены паркинги. И дело даже не в растущей демографии и урбанизации. Тысячи автомобилей заполонили внутридомовые территории за неимением «стойла». Гаражи идут под снос, открытые стоянки — небезопасно, а паркинги — слишком дорого.

А у нас в гараже…. А у вас?

Металлическим «ракушкам» грозит переход в графу раритетных. Всё меньше их осталось в столице, в центре города нет подавно, большинство находится на окраине.

— Вот, посмотрите, 10 банок варенья, 5 банок соленья — это всё ещё с прошлого года, — показывает на «склад» пенсионер Валентин Тихомиров. — Около 15 лет нашему гаражу, столько всего хранили здесь, и до сих пор ведь выручает. Старый холодильник, ненужная мебель — всё потихоньку отправляется сюда.

На площади в 18 квадратных метров пенсионеру удается поместить машину, прилагающиеся к ней запчасти, ненужную домашнюю утварь и перегоревшие электроприборы.

— В свое время этот гараж обошелся мне всего в тысячу долларов. Представляете?! Сейчас ему цены нет. Тут хорошо хранится картошка, маринованные овощи. Даже не могу представить, если здесь решат построить дом, и мне придется снести гараж, — говорит Валентин Тихомиров.

Непрезентабельный вид, зато надежное место для хранения автомобиля — «ракушки» изжили свое. Специалисты в сфере продажи недвижимости констатируют, что в скором времени от них не останется ничего, кроме груды металла. По данным Аналитической службы портала kn.kz, в апреле 2013 года на переносные гаражи и машино-места наблюдается сокращение предложения — всего 5%, а это 18 единиц. Тогда как максимальный объем предложения — 81% занимают капитальные гаражи, предложение которых в апреле 2013 года составило 290 объектов. Стоянки и выкупленные парковки составили 13% от совокупного предложения, или 46 единиц. Минимальный объем предложения составляют подземные гаражи в количестве 2 единиц, или 1% от общего количества предложений.

В данный момент в Астане институт гаражных кооперативов уже не работает. То, что осталось от него — повсеместно сносят либо перевозят на окраину города. Тем не менее, за гаражами закрепился стереотип надежного, безопасного и выгодного способа хранения автомобиля и ненужных предметов быта.

«Гаражные» нюансы

Сделка по оформлению гаражей, как и любая другая сделка с недвижимостью, оформляется просто, — говорит юрист Ахмет-Башир Газдиев. — В первую очередь для приобретения права собственности на гараж нужно заключить договор купли-продажи. Практика сложилась так, что все регистрации, все сделки идут через Центр обслуживания населения. Поэтому договор купли-продажи и правоустанавливающие документы на это имущество сдаются в ЦОН. Там необходимо оплатить государственную пошлину, и через ЦОН эти документы направляют по инстанциям, где и производится регистрация гаражной собственности.

— Чтобы заключить сделку и вообще «спать спокойно», — советует юрист, — нужно запросить справку об отсутствии обременений на эту недвижимость, то есть она не должна быть ни заложенной, ни под арестом. Второй момент, как правило, при реализации имущества обязательно нужно выяснить, состоит ли это лицо, будь то мужчина или женщина, в браке. Поскольку, если при оформлении сделки человек скажет, что не состоит в браке, а в дальнейшем выяснится обратное, то по закону о браке имущество супругов принадлежит им в равной доле, в дальнейшем один из супругов может оспорить эту сделку и признать ее недействительной. Во избежание этих случаев нужно выяснить этот аспект гражданского состояния продавца.

— Еще один момент по поводу задолженности. Нужно обязательно выяснить, есть ли долг по оплате членских взносов и так далее. Как мы все уже заметили, в каждом строящемся доме законом предусмотрено и в обязательном порядке должен быть паркинг. Это более цивилизованная форма обеспечения жителей местами для хранения автомобилей, — рассказывает Ахмет-Башир Газдиев. — Сейчас дают разрешение на строительство гаража, но в основном в частном секторе. Если у вас есть свой участок, на нем стоит ваш собственный дом, тогда во дворе вы себе можете построить гараж. Насколько я знаю, для того чтобы построить гараж в черте города на отдельном участке, во-первых, сейчас вообще проблематично получить земельный участок, поскольку в городе ведется интенсивное строительство. Земли мало, и если вы обратили внимание — двор заставлен автомобилями так, что машина скорой помощи, пожарная не могут проехать.

Паркинги у нас — признак элитности жилья

Самый удобный способ хранения своего автомобиля — это подземный паркинг. На Западе здания с подземными паркингами начали строить с 70-х годов прошлого века. К примеру, в Германии даже в простых панельных домах обязательно строится подземный паркинг с расчетом как минимум одно машино-место на квартиру.

В отличие от Запада, у нас подземные парковки — это, в большинстве своем, признак элитного жилья. В спальных районах парковки в доме встречаются редко. Цены на место в подземном паркинге имеют разброс весьма значительный: от $10-12 в спальных районах до $50 тысяч в элитном жилье.

Подземная парковка в жилом доме представляет собой спроектированное помещение, расположенное на самых нижних этажах. В новых жилых домах первые этажи предназначены для стоянки автомобилей. Таким образом, паркинг не бывает целиком расположен в подвале и заглублен ниже уровня земли.

— В паркинге не бывает внутренних стен, опорами служат колонны, специальным образом рассчитываются и строятся заезды, делается гладкий бетонированный пол, на который наносится разметка, обозначающая парковочные места. Также обязательно устанавливается эффективная система вентиляции и пожарной безопасности, — говорит инженер-проектировщик Серик Баймульдин.

Жильцы-автолюбители могут самостоятельно открывать ворота при помощи пульта, либо в паркинге присутствует шлагбаум, которым управляет охрана.

На Западе подземный паркинг — не показатель элитности, а, в первую очередь, удобство, предназначенное решить проблему дефицита машино-мест, используя небольшой клочок земли. В Астане люди со средним достатком не могут себе позволить столь «шикарный» метод хранения своего автомобиля.

— Жилье, как известно, делится на разные классы, — рассказывает риэлтор Рауан, — а подземные паркинги присутствуют только в новых элитных жилых комплексах. К примеру, самым лучшим паркингом в столице обладает жилой комплекс «Хайвил», в «Триумфе Астаны» тоже, между прочим, есть удобный крытый паркинг. Если раньше наших клиентов при покупке квартиры волновали такие вопросы, как район, кто живет по соседству на площадке, то сейчас интересуются наличием паркинга.

Кроме того, по словам специалиста, вариант с наличием внутренней стоянки всегда нарасхват. Убить двух зайцев одним выстрелом стало возможно при покупке квартиры, расположенной в доме, где есть подземная парковка.

А что касается простых панельных домов, то здесь подобного рода автостоянки отсутствуют.

Знай своё место

Каждое место на парковке закрепляется за своим владельцем. Оно может отличаться от остальных по расположению и удобству въезда-выезда, площади, и, конечно же, иметь другую стоимость. Но условия владения местом на парковке несколько другие, чем квартирой.

— Если квартира выступает как отдельный объект недвижимости, то в случае с парковкой рассматривается весь паркинг целиком, место в нем — это не просто принадлежащая конкретному лицу его часть, а доля в коллективной собственности, — говорит юрист Руслан Сулейменов. — Владельцы мест на парковке могут организовать кооператив, которым будет управлять КСК.

Получается, продать, либо сдавать в аренду лицам, не проживающим в доме, почти всегда возможно с согласия членов кооператива. Таким образом, уменьшается вероятность парковки «чужих» машин.

Охраной автомобилей и обслуживанием паркинга занимаются специальные коммерческие фирмы. В зависимости от стоимости затрат на подобные услуги каждый владелец машино-места платит денежные взносы, которые могут собираться ежемесячно, поквартально и т.п. Все гарантии сохранности автомобилей определяются непосредственно контрактом с охранной фирмой, в котором прописываются обязательства и ответственность сторон.

У вас есть выбор

Ставить под окнами дорогой автомобиль — дело небезопасное. Утром можно недосчитаться колес, а того и гляди, самой машины. Поэтому, перед тем как обзавестись «железным конем», стоит позаботиться о «стойле». Мы спросили у жителей, какой метод «хранения» автомобиля, на их взгляд, наиболее оптимальный?

Михаил, автомеханик:

— У гаража много преимуществ. Во-первых, машине не страшна погода, но при условии, если гараж не «дырявый». Если гараж отапливаемый, то это вообще мечта любого автомобиля! К тому же, отличный способ для хранения ненужных вещей, инструментов.

Сауле, домохозяйка:

— Я практически весь день провожу за рулем — сначала нужно отвезти сына в садик, затем в химчистку, съездить на рынок за продуктами. Для меня очень важно, где парковаться. В нашем жилом комплексе предусмотрена подземная парковка, мы арендуем место. Очень удобно потратить не более 5 минут на то, чтобы спуститься вниз и без проблем выехать по делам.

Асхат, менеджер:

— Парковочное место — это хорошо, если оно находится в доме, где ты живешь. У меня есть гараж, что тоже неплохо. Раньше ставил машину на стоянку. Как-то нужно было выехать на работу пораньше, выхожу во двор — вся территория вплоть до детской площадки забита автомобилями. Я прождал минут 30, потом поехал на такси.

Есен, индивидуальный предприниматель:

— Однозначно я выбираю подземный паркинг. Правильно делает городская власть, что избавляется от «ракушек». На этом месте можно построить дом, какой-нибудь торговый центр… Я считаю, что это наиболее оптимальное решение вопроса по освобождению территории и обеспечению жильцов местами для хранения автомобилей. Целесообразно строить дома с паркингами, нежели занимать площадь и строить гаражи.

Меруерт Нургазинова

Кайрат Кудайберген: «В Казахстане для гаражей перспективы нет»

Кайрат Кудайберген, генеральный директор АО «Корпорация Строй-Контракт»Гараж… Как много в этом слове для сердца каждого автолюбителя! Именно о покупке дома для собственного авто рано или поздно задумывается каждый владелец. О том есть ли будущее у металлических «ракушек» рассуждает генеральный директор АО «Корпорация Строй-Контракт» Кайрат Кудайберген.

— Для нас, как представителей «хомо советикус», гаражи — это что-то родное, это не просто коробка из кирпича и металла для автомобиля и не помещающегося на балконе хлама, гаражи для нас были целой философией. Они являлись бухтой свободы для мужчин-единомышленников, аттракционом для детей эпохи перестройки (все же бегали по крышам этих почти культовых строений летом, а зимой скатывались c них же в сугроб) и пристанищем проштрафившихся мужей. Но всё это осталось далеко в прошлом.

На вопрос «какова перспектива рынка гаражей не только в Астане, но и во всем Казахстане?», я отвечу, что никакой перспективы нет. Более того, все эти старые строения мешают появлению нового жилья, занимая огромные площади земельных участков и мешая естественному росту мегаполиса. Так, у наших соседей в России на уровне правительства принимаются акты, регламентирующие снос гаражей под нужды развития городов и областей РФ.

— Как можно решить проблему парковок в больших городах?

Необходимо создавать институты, регулирующие проблемы транспортной коммуникации с участием заинтересованных государственных органов и общественных советов, чтобы был баланс мнений во избежание конфликтов интересов сторон. Стоит перенимать колоссальный опыт решения паркинг-проблем мегаполисов стран зарубежья, которые успешно с ними справляются на протяжении десятков лет.

В решении проблем паркинга в больших городах нашей страны могут быть применены такие типы паркинг-гаражей, как наземные и подземные. Наземные, в свою очередь, делятся на паркинги закрытого и открытого типа. Подземные паркинги идеальны для автовладельцев из центра, где свободной площади для паркинга днём с огнём не сыщешь. Но стоит учитывать, что в центре мегаполиса пространство занято не только на земле, но и под землёй — там проходят многочисленные коммуникации, придётся это учесть.

Помимо переноса подземных коммуникаций обычно требуются дополнительные расходы на дренажную систему (повышенная влажность в гараже ни к чему), искусственное освещение и принудительную вентиляцию. Такой паркинг сколь полезный, столь и затратный.

Многоуровневые наземные паркинги. У этих паркингов есть одна замечательная особенность — они строятся «с запасом», то есть при закладке фундамента учитывается тот факт, что в случае необходимости можно пристроить несколько дополнительных ярусов, а это очень важно для города с растущим автопотоком.

Как я говорил, многоэтажные наземные паркинги бывают двух типов: открытого и закрытого. У открытых паркингов внешние стены пролетов практически отсутствуют, зато имеются высокие бордюры или натянутые страховочные тросы. Отопление и вентиляция отсутствуют, свет нужен только в тёмное время суток. Внешний вид открытых паркингов можно обыграть таким образом, чтобы они гармонично вписались в стиль жилого квартала.

Закрытые многоэтажные гаражи строятся с цельными внешни-
ми стенами. В отличие от открытого типа паркинга здесь необходимо позаботиться об отоплении и принудительной вентиляционной системе, предотвращающей накопление отработанных газов и паров бензина.

В общем, все эти системы могут быть применены без проблем, нужно лишь выбрать подходящий вариант, который будет оптимальным и приемлемым для заинтересованных сторон.

— МВД РК хочет законодательно обязать застройщиков сдавать в эксплуатацию дома с готовыми паркингами. Целесообразно ли это? Ведь это значительно повысит стоимость квадратного метра?

— Необходимо понимать, что развитие любого мегаполиса влечет за собой увеличение транспортного потока, и предложение Комитета дорожной полиции МВД РК — это мера для профилактики стихийных парковок, но, как было сказано, это влечет удорожание стоимости квадратного метра на рынке недвижимости.

С другой стороны анализ рынка продаж жилых и нежилых помещений показывает, что покупатели более склонны приобретать недвижимость в комплексах с хорошей паркинг-системой, то есть это один из элементов успешных показателей продаж для застройщика. Зачастую наличие или отсутствие необходимого количества машино-мест и грамотно спроектированного паркинга определяют успешность или неуспешность любого вида бизнеса. Оно и логично, любому бизнесу необходимо прорабатывать ориентированность на клиента. Клиент думает очень просто «Некуда ставить машину — поеду в другой супермаркет».

Вот именно поэтому многие крупные торговые и офисные центры обзаводятся огромными площадями для парковки авто — будь то наземные стоянки или подземные паркинги. И часто эти стояночные площади превышают даже площади торговые. Вот такая важная роль у обычной парковки.

Как оформить землю под гараж

Как оформить землю под гаражПостроить гараж, что называется «с нуля», задача не их легких. Для начала необходимо правильно подобрать место для возведения самовольной постройки, в данном случае гаража. Далее согласовываете вопросы оформления земельного участка с местными исполнительными органами, в частности — с акиматом. Для этого вам необходимо подать заявление о предоставлении права на земельный участок.

— Порядок предоставления земельного участка для строительства объекта регламентируется ст. 44 Земельного кодекса РК, — поясняет юрисконсульт ТОО «Юридический союз» Анвар Беркамалов. — При испрашивании земельного участка для строительства объекта предварительно производится выбор земельного участка. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка; его предполагаемые размеры; местоположение; испрашиваемое право пользования; наличие или отсутствие другого земельного участка. Заявление о предоставлении права на земельный участок в течение трех рабочих дней поступает в уполномоченные органы по месту нахождения земельного участка для определения возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием. Общий срок рассмотрения заявления о предоставлении права на земельный участок составляет до двух месяцев с момента его поступления. Решение о предоставлении земельного участка принимается на основании положительного заключения комиссии и землеустроительного проекта. Решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается на основании отрицательного заключения комиссии. После положительного решения комиссии предоставляете план застройки гаража, сроки постройки. По окончании строительных работ производите процедуру акта ввода объекта в эксплуатацию и регистрируете право на недвижимое имущество согласно законодательству РК. Хочу отметить, что пунктом 1 статьи 9 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» определено, что лицо обязано обратиться с заявлением о государственной регистрации не позднее шести месяцев с момента наступления юридического факта, являющегося основанием для возникновения права.

Документы для регистрации прав

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» заявитель должен представить следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации установленного образца;
  2. правоустанавливающие и иные документы, подтверждающие объект регистрации с приложением технического паспорта недвижимости и (или) идентификационного документа на земельный участок;
  3. копию документа, удостоверяющего личность заявителя (физического лица) и уполномоченного представителя заявителя;
  4. документ, подтверждающий оплату сбора за государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество;
  5. иные документы, предусмотренные настоящим Законом.

С заявлением о государственной регистрации с приложением указанных документов Вам необходимо обратиться в Центр обслуживания населения (ЦОН) по месту нахождения объекта недвижимости.

Сегодня существует система электронной регистрации прав на недвижимое имущество, порядок и сроки которой представлены в пункте 2. ст. 20 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», что Вы можете сделать на сайте egov.kz. Данный процесс занимает 1 рабочий день, в отличие от 15 дней регистрации через ЦОН.

При оформлении постарайтесь найти именно владельца гаража, поскольку очень часто неопытные покупатели попадают впросак, когда в роли продавца выступают родственники, имеющие только доверенность. Иметь дело с главным владельцем недвижимости в данном случае надежнее. В других случаях целесообразней нанять для оформления документов квалифицированного юриста.

Приобретать гараж в новостройке несколько проще, поскольку вы будете покупать его «из первых рук». У продавца должна быть вся необходимая документация: свидетельство о праве собственности на гараж, землю или, например, в зависимости от ситуации, договор дарения, техпаспорт. Если гараж был легализован несколько лет тому назад, также должна быть соответствующая документация. Договор купли-продажи заключается по образцу в трех экземплярах — продавцу, покупателю и нотариусу.

Информационная служба www.kn.kz

 


4 комментария:

Обновить
Aman (27.08.2014 23:02)

Здравствуйте!
Могли бы вы подсказать какие документы необходимы для оформления машиноместа в паркинге??

Служба информ.поддержки портала eGov.kz (28.11.2013 16:50)

По данному вопросу было сделано обращение в МВД, где нам пояснили следующее: в настоящее время базы данных обременения на авто не объединены - у каждой области своя база, откуда данные периодически стекаются в общую республиканскую. То есть, случаи, описанные в запросе имеют место быть. Но, нас уверили в том, что сейчас идёт работа по объединению всех баз данных в одну, после которой указанные проблемы будут устранены. Приблизительные сроки завершения работ - 2-3 недели.

Информационная служба www.kn.kz (18.11.2013 16:10)

Лелик,
Ваш комментарий попал на карандаш ответственным лицам в eGov.kz. Занимаются данной проблемой.

Лелик (15.11.2013 15:30)

вот вы говорите о справке об обременении которая выдается ЦОНом, который удостоверяет о том, что машина ни в залоге,ни в аресте она не числится, но, выявился такой случай,что мой знакомый взяв эту справку, оформил через нотариуса сделку на покупку автомобиля, пошел оформлять в свою собственность, но увы пришел ОТКАЗ! АВТОМОБИЛЬ СТОИТ В АРЕСТЕ! как объяснили в ЦОНе, что существует две базы, 1-я городская, где в справке выходит что машина не стоит ни в аресте, ни в залоге, а ещё существует База Республиканская, где и узнали что машина в аресте, так получается что двоякая база на руку мошенникам, а простые люди не под защитой,что делать? как проверять, зачем же нам этот ЦОН???????????????????


Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.