Дороги Астаны: проблемы и пути решения

Весной текущего года на совещании по дальнейшему развитию Астаны Президент РК Нурсултан Назарбаев выразил недовольство качеством столичных дорог.

Его смутил и тот факт, что одни и те же участки дорог требуют ежегодного ремонта, который проводится ограниченным количеством компаний. Что изменилось с тех пор, какие предприняты меры, и какие проблемы еще предстоит решить на дорогах главного города страны? 

Население Астаны увеличивается быстрыми темпами. Каждый год в нашу столицу на заработки приезжают не только наши соотечественники с разных уголков страны, но и граждане соседних государств. По данным Департамента статистики города Астаны, за январь-июнь текущего года население столицы увеличилось на 20 718 человек. Естественно, если возрастает численность жителей, возрастает и количество автомобилей на улицах города. 

Что сделано на сегодня

По информации Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы, за последние шесть лет было построено около 217 км дорог. Вместе с тем реконструировано свыше 98 км дорог. Ремонтом охвачено порядка 515 км.

В 2014 году, по планам столичного акимата, должно быть построено и реконструировано 76,5 км дорог, в том числе в присоединенных жилых массивах 19,16 км. Как говорится в сообщении пресс-службы акимата, сейчас ведется работа по следующим направлениям: разгрузка проблемных участков; строительство Малой кольцевой дороги (МКД); строительство улиц к объектам государственной программы; строительство новых и реконструкция старых улиц; развитие дорожной инфраструктуры в жилых массивах; средний ремонт улиц.

Что касается МКД, то она должна решить трудности с проездом. Ее протяженность составит 35 км. Она включает в себя 4 транспортные развязки, 2 моста и 3 путепровода. В данное время построено свыше 20 км дороги. В рамках строительства МКД в этом году планируется пробить улицу Бейсековой с выходом до проспекта Тлендиева. Это разгрузит также проспекты Тлендиева, Богенбай батыра. Завершить строительство улицы №14 до пр. Абылай хана, что облегчит движение по проспектам Момышулы, Абылай хана и улице Айнаколь.

- Для решения проблем дорожных заторов построены три транспортные развязки. Они находятся на пересечении улиц Гастелло и №19, пр. Республики, ул. Бараева, ул. Ташенова, ул. Угольная-Можайского, — говорит о проделанной работе начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид Аманжулов.

Чтобы разгрузить дороги, построены четыре моста: М-2 по пр. Кабанбай батыра через р. Есиль возле ТЦ «Рамстор», М-3, мост №2 через р. Ишим до района «Зеленый остров», мост через р. Есиль от ул. Бейсековой. Протяженность последнего моста составляет 225 м с 8 полосами движения. Кстати, в прошлом году открытие движения по нему позволило снизить транспортную нагрузку на 40% по таким проспектам, как Туран, Сарыарка. 

Насколько безопасны дворы и улицы Астаны?>>>

Зачем ремонтируют одни и те же дороги?

В обществе уже давно бытует мнение, что дороги делать хорошо и надолго просто невыгодно. Гораздо лучше, когда они быстро изнашиваются, и из бюджета выделяется очередной транш на их ремонт. 

— На строительство дорог выделяются огромные средства, — рассказывает порталу kn.kz депутат Мажилиса Айгуль Соловьева, — и если в центре города качество дорог еще хоть как-то соответствует некоторым нормам международного стандарта, то на окраинах дорожные участки оставляют желать лучшего. Такое положение отчетливо и явно указывает на присутствие фактов коррупции. Изменение ситуации требует и гражданского контроля наряду с осуществляемым государственным при строительстве дорог. Летом этого года я была в Баку, там огромные, уложенные на века площади и качественно покрытое дорожное полотно. Сегодня по пути в здание Парламента увидела разрушенные гранитные плитки. Только весной выкладывали ступени, но их уже необходимо переделывать. Подобная ситуация складывается из-за того, что некоторые чиновники лоббируют интересы недобросовестных компаний, которые выигрывают тендер. Поэтому президент на открытии сессии сделал акцент на разработке нового законопроекта о государственных закупках.

Как говорят чиновники, ремонт одних и тех же дорог на самом деле не производится. По словам Рашида Аманжулова, подрядные компании осуществляют работы в рамках гарантийных обязательств. Это значит, что проводится только ямочный ремонт покрытия дорог по всему городу. «Анализ мест проведения среднего и текущего ремонта улиц за 2011-2012 годы показывает, что в период гарантийного срока повторные ремонтные работы не производились. Кроме того, необходимо отметить, что в основном дефекты покрытия появляются на улицах, которые не подвергались ремонту более пяти лет», — отмечает Рашид Аманжулов. 

Как говорят чиновники, ремонт одних и тех же дорог столицы на самом деле не производится. По словам Рашида Аманжулова, подрядные компании осуществляют работы в рамках гарантийных обязательств. 

По его словам, существует несколько причин, которые неблагоприятно влияют на конструкцию дорожного покрытия. Во-первых, это существенная загруженность наших дорог, во-вторых, интенсивность движения. В-третьих, наш резко континентальный климат. 

Чтобы дороги стали лучше

Новые технологии

Последние разработки мирового высокотехнологичного рынка не обошли стороной и наши дороги. Сегодня при их строительстве власти вместо привычного мелкозернистого асфальтобетона применяют новый вид асфальта ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон. — Авт.). Большим преимуществом ЩМА перед обычным асфальтом является жесткая каркасная структура в слое покрытия. Благодаря этому свойству обеспечивается передача нагрузки с поверхности в нижележащие слои через непосредственно контактирующие друг с другом отдельные крупные частицы каменного материала. Таким образом, снижается риск деформации поверхностного слоя дороги. В составе ЩМА имеется в основном крупный щебень, наименьшую долю составляет мелкий, который служит только для образования мастики, заполняющей межкаменное пространство в каркасе.

Более того, в скором времени планируется испытать на прочность теплый асфальт. Благодаря ему может быть снижена температура укладки асфальта до 30-50 градусов. При этом сокращается энергопотребление. Использование теплого асфальта позволяет уменьшить газовые выбросы до 90%. Также сокращается вдвое время уплотнения асфальта, что позволяет добиться требуемого ГОСТом коэффициента уплотнения, а также продлить дорожно-строительный сезон. 

Качественные дороги? Только за ваши деньги>>>

Контроль за качеством

— Начиная с текущего года контроль качества проводимых дорожно-строительных работ ведет французская компания «Бюро Веритас», — сообщает Рашид Аманжулов, — она же разрабатывает новый тип асфальта, ориентированный под наши климатические условия. Данная компания является одной из крупнейших компаний в Европе, работающих в данной отрасли. От того, что мы привлекли иностранную компанию, стоимость выполняемых работ не увеличится. Дело в том, что их вознаграждение определяется в соответствии с нормативами, утвержденными РК.

Перед тем, как «Бюро Веритас» приступила к контролю над качеством и осуществлению технадзора, на дорогах наблюдались вертикальные и горизонтальные трещины, а также осадка грунтового слоя. Такие недостатки на дорогах нельзя отнести к нормам и стандартам.

— На сегодняшний день наша компания выставила более 170 несоответствий, которые уже переданы строительным компаниям и Управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны. Данные недостатки обязуют компании, строящие дороги, переделывать их работу до полного соответствия, под нашим контролем», — сообщил Эмре Толон, менеджер департамента строительных услуг «Бюро Веритас». 

Что предлагают депутаты

Депутат Мажилиса Парламента Танирберген БердонгаровДепутат Мажилиса Парламента Танирберген Бердонгаров:

— Астана — это два берега, левый и правый. Левый — это новая планировка. В этой части города есть возможность планировать ширину полос и коммуникаций и строить под существующий транспортный поток. С правым дела обстоят сложнее — от мкр. Самал до вокзала есть несколько продольных дорог и объездная. Тут изменения практически невозможны. Поэтому, на мой взгляд, со временем возникнет нужда в уменьшении количества машин по аналогу всех загруженных столиц мира. Как бы были непопулярны данные меры, они будут использованы — это ограничение на въезд, увеличение налога, развитие общественного транспорта и велосипедной инфраструктуры.

Депутат Мажилиса Парламента Айгуль Соловьева:

— Народу было предложено пересаживаться на общественный транспорт, но, на мой взгляд, необходимо обеспечить полноценный режим транспорта и четкую организацию движения. В Европе все это продумано и развито, нам также необходимо внедрять электронный формат, с надежной системой оповещения о наличии в том или ином районе пробок. Согласно законам, многие полномочия и функции передаются местным исполнительным органам, и поэтому важно усилить влияние Маслихата, который на местах должен и может вмешиваться и решать многие проблемы.

Проекты для уменьшения заторов

Развитие велодорожной инфраструктуры

Меморандум о взаимодействии в области развития велодорожной инфраструктуры подписали три стороны: столичный акимат, АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и Агентство РК по делам спорта и физической культуры. Данный проект позволит астанчанам пересесть с автомобилей на экологический вид транспорта.

Уже сейчас мы видим возле остановок автоматические пункты проката велосипедов. По словам генерального директора Корпоративного фонда «СК-Астана» Ерлана Даримова, велосипед может арендовать каждый человек. При этом данная услуга доступна пользователям с любым уровнем дохода.

Час езды на эко-транспорте составляет 100 тенге. Велосипеды произведены по последним технологиям, они оснащены компьютерной системой управления. Это, в свою очередь, исключает факты угона и вандализма.

Еще одно преимущество — наличие прочных шин. По словам организаторов, пропаганда велоспорта будет способствовать не только здоровому образу жизни горожан, но и снижению интенсивности автомобильного трафика, уменьшению нагрузки на дорожно-транспортную сеть и развитию городской инфраструктуры. На данный момент закуплено 200 велосипедов, в будущем планируется увеличить их количество до 1000 и охватить правобережье Астаны.

Час езды на велосипеде составляет 100 тенге. Они произведены по последним технологиям и оснащены компьютерной системой управления.

Велостанции находятся в непосредственной близости с объектами:

  • «КазМедиаЦентр»,
  • «КазМунайГаз»,
  • АО ФНБ «Самрук-Казына»,
  • гостиницы «Думан», «Дипломат», «ЖумбакТас»,
  • детский сад «Нур-Ай»,
  • жилые комплексы «7 Бочек», «Авиценна», «Визит», «Инфинити», «Лазурный», «Нурсая 1», «Нурсая 2»,
  • фитнес-клуб FitnessPalace Астана,
  • мечеть «Нур-Астана»,
  • Миноборона,
  • Минтранском,
  • монумент «Байтерек»,
  • океанариум,
  • отель «Риксос»,
  • парки «Астана», «Арай», Парк влюбленных,
  • дворец торжеств и бракосочетаний «Салтанат Сарайы»,
  • торгово-развлекательные центры «Азия парк», «Мега», «Сарыарка», «Керуен», «Анвар», «Дельфин»,
  • с ул. Керей-Жанибек,
  • Центр нейрохирургии РК,
  • столичный цирк.

Итак, благодаря развитию велодорожной инфраструктуры сокращаются пробки, и уменьшается нагрузка на дорожно-транспортную сеть.

Курсирование скоростных автобусов

Следующий проект, который воплощается в реальность — это БРТ (скоростные автобусные сообщения по специально выделенным полосам). Изначально планировалось реализовывать проект ЛРТ (легкорельсового транспорта), но позже власти решили отдать предпочтение именно этому проекту.

На одной из пресс-конференций аким города Имангали Тасмагамбетов объяснил, что на строительство первой линии ЛРТ протяженностью 21,4 км затраты составляют почти 250 млрд тенге, то на этот участок линии БРТ расходуется всего 85 млрд тенге. Ценовая разница этих двух проектов в 151 млрд тенге очевидна. Поэтому было принято согласованное решение о реализации проекта БРТ с завершением первой линии в 2016 году. По информации компании «Астана ЛРТ», которая непосредственно отвечает за реализацию данного проекта, на сегодняшний день уже разработана и утверждена проектно-сметная документация.

технический директор ТОО «Астана ЛРТ» Айтказы Арыкбаев — В настоящее время подрядчиком ТОО «СК «Кулагер» начаты подготовительные работы по выносу инженерных сетей из под пятна строительства путей станций БРТ, происходит подготовка площадок, заготовка строительного материала и конструкций, — рассказывает о ходе реализации проекта технический директор ТОО «Астана ЛРТ» Айтказы Арыкбаев. — При этом технадзор за строительством будет вести французская компания «Бюро Веритас». Кроме того, на данном этапе отрабатываются все замечания по проектным решениям с РГП «Госэкспертиза» и они адаптируются ко всем нормам и стандартам Казахстана.

В конце 2016 года планируется завершить строительство первой очереди линии БРТ, жители и гости столицы смогут оценить по достоинству такой вид транспорта уже в начале 2017 года.

По словам Айтказы Арыкбаева, линия БРТ будет проходить от столичного аэропорта по улице Кабанбай батыра через Международный выставочный центр ЭКСПО-2017, до улицы Сыганак через гостиницу Абу-Даби Плаза и через мост М-3, до нового железнодорожного вокзала. В среднесрочной перспективе сеть БРТ планируют расширять. Чтобы связать северную и южную часть города, она охватит такие улицы, как Туркестан, Сары-Арка, Богенбай-батыра, Валиханова, Кенесары, Абылайхана, Б. Момышулы, Тауельсиздик, Кошкарбаева. Позже скоростные автобусные сообщения будут проходить по улицам Сыганак, Богенбай батыра, Алаш, Абылайхана до Нового железнодорожного вокзала. Скоростные автобусы, курсирующие по специально выделенным полосам, помогут разгрузить большой пассажиропоток. А это одно из важнейших решений проблемы загруженности и пробок на дорогах.

Информационная служба kn.kz

 


1 комментарий:

Обновить
Сергей (24.09.2014 15:10)

Прям полный шоколад, сказка, если с БРТ отработают хоть половину объема, уже хорошо скажется на общегородском трафике движения, но с великами...Будут ездить как раз те кто у кого уровень дохода низкий + несколько десятков энтузиастов, остальные только на автомобилях, загружая дороги.


Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.