Дома «на курьих ножках»

Всем жителям рухнувшей пятиэтажки жилого комплекса «Бесоба» в Караганде предоставят равнозначную недвижимость, — пообещал аким города Бауржан Абдишев...

Всем жителям рухнувшей пятиэтажки жилого комплекса «Бесоба» в Караганде предоставят равнозначную недвижимость, — пообещал аким города Бауржан Абдишев. Владельцам других квартир проблемного микрорайона ничего не угрожает, — выдали заключение специалисты. Прокуратура завела два уголовных дела.

В минувшую среду представители ЧС, прокуратуры, института КазМИРР встретились с жителями «Бесобы», журналистами и озвучили первые итоги своей работы. После прошедших потрясений и вызванных ими эмоций власти и жильцы вели себя достаточно сдержанно, но напряженно. Чиновников раздражало то, что люди им не верят, народ был убежден, что у них есть все причины для недоверия.

Власть ответит

Падение пятиэтажки произошло в пятницу, 6 апреля. Трещина, которую жильцы заметили 1 апреля, разделила восьмиподъездный дом пополам. Рухнула часть здания, а именно 4 подъезда. По данным городского акимата, без жилья остались 165 человек. Еще до ЧП власти дали команду выселяться из аварийных подъездов. Позже, в целях безопасности, из дома выехали остальные жильцы.

По словам специалистов института реконструкции и развития, дома в «Бесобе» построены на почве с набухающими грунтами. Их особенностью является резкое снижение несущей способности при попадании влаги. Для такой почвы лучше использовать сваи. Но и нынешний фундамент подходит при условии наличия дренажной системы. Но ни свай, ни водоотведения в микрорайоне не было. С приходом весны и таянием снегов дом № 7 «повело». Состав и состояние фундамента специалисты смогут определить,  после того как закончится разбор завалов.

Житель дома № 6 на встрече с властями рассказал, что в его квартире, откуда он уже съехал, не закрывается окно на кухне, а подоконник встал дугой.

— Изучение документов и обстановки показало, что нужно принимать комплекс мер по всему микрорайону «Бесоба»,— отчитывался заместитель директора департамента по ЧС по Карагандинской области Мурат Катпанов, — создать дренажную систему для отвода воды, усилить отдельные конструкции жилых домов. Поэтому 10 апреля было принято решение переквалифицировать ситуацию из объектового масштаба (когда в ЧП задействован один объект. — Авт.) в ЧП местного масштаба.

Директор института КазМИРР Жмагул Нугужинов сообщил, что выезжать из соседних домов не стоит, потому как безопасности жильцов ничего не угрожает:

— Состояние несущих конструкций зданий «Бесобы» в целом оценивается как удовлетворительное, — утверждает он. — Отклонений домов от вертикального положения не наблюдается. Есть осадка зданий, но она незначительная, в пределах 1-3 миллиметров. Поэтому на некоторых контрольных маяках наблюдаются волосяные трещины. Для повышения прочности будут усилены конструкции: домам №№ 5, 6 и первой секции дома № 7 придадут дополнительную жесткость. Здания будут находиться под наблюдением до тех пор, пока не будут проведены мероприятия по защите и созданию системы для водоотведения. Сейчас уже дома устойчивы, жить в них можно.

— Большинство из нас не имеет технического образования, — взяла микрофон жительница дома № 6 Айжан Айжанова. — Все, что вы говорите, мы, конечно, принимаем. С нами каждый день сотрудник акимата проводит психологические часы, нас успокаивают. Но мы, жители, все равно видим, что седьмой, пятый дом отклонились назад. Нам говорят, что это незначительно, но люди видят большие трещины и выезжают. Дома, которые у нас стоят недостроенными, они тоже наклонились. У нас резко континентальный климат. Пойдут ливни, опять этот грунт поведет и что? Мы опять будем трястись и в спешке выезжать? Поэтому хочется спросить: есть конкретное лицо, которое будет отвечать в случае обвала этих домов?  

— Мы все вместе отвечаем, — сказал аким. — Поэтому у нас не было жертв. Я два раза в неделю получаю официальные заключения по этим домам. В своих заявлениях мы руководствуемся результатами исследований. За каждую бумагу будет отвечать тот, кто ее подписывал.

— Аркенов, дом № 7, — представился следующий выступающий. — Можно узнать, по какому принципу институт привлекался к проведению этих работ? Компетенция их сотрудников вызывает большой вопрос. Когда еще дом стоял, специалисты говорили, что он будет восстановлен. Будут проведены мероприятия по укреплению дома, его выравниванию. Хотя нам сразу было ясно, что дом завалится. Это лишь вопрос времени. Институт, который проектировал этот дом, тоже, наверное, в свое время проходил аттестацию. Почему не сделали все организованно? Можно же было половину дома отключить от водоснабжения? Тот же институт должен был дать такие рекомендации. В результате полдома валится, обламывается водопровод, начинает заливать другую, нашу, половину дома. Подвал был полный воды. Насосы всю ночь работали. 

На эти претензии градоначальник Бауржан Абдишев ответил, что и он тоже надеялся, что седьмой дом можно будет временно укрепить и вынести вещи. И в компетенции института аким не сомневается, так как учреждение имеет большую историю, хорошую базу и специалистов.

— Мы в основном занимаемся мониторингом очень сложных объектов в Астане, — добавил директор КазМИРР Ж. Нугужинов. — В частности, сейчас сопровождаем строительство театра в столице. То есть у нас очень большой опыт, и нам доверяют ответственные объекты даже в более сложных геологических условиях, чем на «Бесобе». На данный момент у меня ничего не вызывает беспокойства. Все видимые и явные деформации мы зафиксировали. 

Тем не менее жители требуют включить в состав городской комиссии своих представителей. Среди соседей есть люди с инженерным образованием. Аким города пообещал рассмотреть этот вопрос. Также Б. Абдишев сообщил, что власти начнут благоустраивать район. К 16 апреля должен быть готов первый проект — усиление конструкций уцелевшей части седьмого дома. Затем займутся остальными пятиэтажками. Параллельно чиновники начнут разработку системы отведения поверхностных и техногенных вод с территории жилого комплекса. 

Паника набирает обороты

За минувшую неделю на сайт председателя Агентства РК по делам строительства и ЖКХ Серика Нокина посыпались обращения от казахстанцев. Люди, узнав о «Бесобе», просят проверить на устойчивость и их новостройки.

«В 2010 году, получив квартиру по государственной программе, были очень рады, — пишет житель Кокшетау Темирлан Метаев. — После заселения образовалась трещина, что очень настораживает и пугает. Мы были свидетелями ужасающего события по крушению нового дома в Караганде. На сегодняшний день остро стоит вопрос проведения экспертизы и оценки ситуации жилого дома, находящегося в г. Кокшетау в мкр-не «Коктем», 9а».

«Наш дом до сих пор не введен в эксплуатацию, — пишет астанчанин Роман. — Каким образом можно получить информацию о соответствии всех норм строительства?».

И, конечно, самые отчаянные призывы звучат от карагандинцев: «Куда смотрит наше правительство, государство? Когда это все закончится? У людей сдают нервы. Когда достроят оставшиеся дома? И какого они будут качества? Покажите свою работу на деле».

Квартиры получат все

Жильцы обрушенного дома, по словам акима Караганды, получат равноценные квартиры. В том же престижном районе и приблизительно той же площади. Первыми получат жилье люди, проходившие по государственной программе. Руководство города должно договориться с банками о приостановке выплат по процентам. После того, как произойдет перезалог имущества, жители начнут работать с банками, согласно условиям прежних договоров. Бауржан Абдишев предупредил людей, что они должны будут передать свои права на рухнувшие квартиры городским властям. Это делается для того, чтобы в дальнейшем, когда определят виновных, чиновники могли взыскать с них ущерб.

Потери за имущество, которое осталось под завалами, и ремонт жильцам восстанавливать не будут. Как заметил градоначальник, нет единой методологии, которая бы позволила точно подсчитать затраты каждого. К тому же бюджет города и так несет нагрузки по решению проблем, вызванных обрушением. Аким посоветовал потерпевшим обращаться в суд и самостоятельно взыскивать убытки.

Настоящими везунчиками можно назвать тех, кто успел продать квартиры в «некачественном» здании. По отчетам, 19 квартир в упавшей половине проходят, как недвижимость вторичной реализации. Меньше всего повезло Фадису Мустакимову. Он потерял сразу две квартиры. Бауржан Абдишев сказал, что бывшему владельцу взамен выдадут только одну. Фадис возразил, что хотя оба жилища были зарегистрированы на одного человека, в них проживали две семьи: родители-пенсионеры и он с женой и двумя детьми. Аким пообещал разобраться в частном порядке.  

У пострадавших разное отношение к тому, что озвучил глава города. Назира Самбекова, например, была довольна итогами встречи. Она успела вывезти почти все свои вещи:

— У меня осталось там по мелочи. В целом, давали день на то, чтобы всё успеть сделать. Для меня самая главная радость, что я осталась жива. Никто не думал, что он упадет.  

Карлыгаш Курбанова собирается подавать в суд, потому что хочет, чтобы ей возместили больше, чем дает городской акимат:

— Мне надо получить за ущерб по мебели и ремонту. Еще вещи остались в квартире. В тот день, когда был ажиотаж, и все выезжали из дома, мы успели вызвать оценщика, который все зафиксировал. Также у меня есть чеки и квитанции. Так что я намерена судиться.

Дольщики

Между тем, два дома в «Бесобе» так и стоят недостроенными. Директор фирмы-застройщика ТОО «Сервиспромснаб» Андрей Малянов сбежал. Пропали деньги дольщиков и Евразийского банка (кредит в 245 миллионов тенге). Люди в течение 5 лет обивают пороги разных инстанций в надежде, что их проблему решат. Дольщики тоже пришли на встречу в городской акимат, чтобы узнать: будет ли двигаться их дело, и есть ли смысл достраивать дома в таком месте?

— Я не могу обещать вам, что дома будут возведены за счет бюджета, — ответил Бауржан Абдишев, — я не вижу такого механизма. Объекты находятся в залоге у Евразийского банка. Руководство пыталось привлечь инвесторов, которым было бы интересно достроить дома с учетом того, что им еще дадут свободные площади в «Бесобе». Но на последнем совещании руководитель филиала банка сообщил, что инвесторы отказались от этих планов. Когда проведут проверку, будет понятно, что с этими «недостроями» делать.

Два уголовных дела

В день обрушения областная прокуратура возбудила уголовное дело по статье «злоупотребление служебными полномочиями». Позже появилось еще одно дело на застройщика по статье 245 «некачественное строительство». История с «Бесобой» дошла и до генеральной прокуратуры, была образована оперативная группа по расследованию двух уголовных дел. По результатам исследований КазМИРР будет проведена комплексная строительная экспертиза в городе Алматы. В пятницу правоохранители сообщили, что ими был задержан главный инженер компании ТОО «Сервиспромснаб» Лятуновский, который контролировал строительство объектов на «Бесобе».

Жители седьмого дома собираются подать заявление в прокуратуру, чтобы их официально признали потерпевшими.

Обрушение в цифрах

Разрушены 65 квартир на сумму 328 миллионов 800 тысяч тенге. Из них 17 приобретены в рамках госпрограммы, 48 квартир — по долевому участию, 19 — вторичная реализация, 6 квартир с участием банков второго уровня, из них: 2 — с Банком ЦентрКредит, 2 — с Народным Банком, 2 — с Цеснабанком. Вознаграждение этим финансовым институтам по кредитам (от 3 до 15 лет) за год составляет 13,5%. На момент обрушения в 22 квартирах никто не проживал. Всего прописаны 92 человека, фактически проживали 165 человек. Вывезена мебель из 28 квартир. Примерные потери по мебели оцениваются более чем в 43 миллиона тенге. Произведен ремонт в 52 квартирах, примерные потери по ремонту — почти 80 миллионов тенге. В целом предварительный материальный ущерб оценивается в 545 миллионов 300 тысяч тенге.

Ирина БЕРДАШОВА, Информационная служба www.kn.kz

Подписка на статьи
Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.