Вы уже забыли, что такое санатории? Можно с уверенностью сказать, что многие карагандинцы знают о них только из рекламы.
Советские времена, когда посещение санаторно-курортных учреждений (СКУ) считалось обязательным условием хорошей работы на производстве, канули в Лету. Теперь никого не обязывают быть здоровым, а поездки на специальный отдых с целью восстановить силы воспринимаются скорее как излишество для состоятельных людей.
Но, оказывается, сегодня среди руководителей фирм (тех самых — состоятельных) становится модным заниматься оздоровлением своих сотрудников. Это только кажется, что частные структуры думают либо о наживе, либо о выживании. По словам технического директора фирмы «Казпромавтоматика» Дмитрия Лепехова, психология предпринимателей постепенно меняется: главное теперь не деньги и активы компании, а человеческие ресурсы.
— Что такое компания? Это прежде всего люди. Чем дружнее команда, тем больше в ней креатива, тем лучше результат. Если для сотрудника не создать благоприятную среду в коллективе, он будет постоянно находиться в режиме стресса. Даже на физически тяжелой или напряженной работе человек может получать моральное удовлетворение от общения с окружающими. Когда от сотрудника исходит чувство комфорта, это переносится и на клиентов, с которыми работает компания.
Фирма, которую возглавляет Дмитрий Лепехов, периодически приглашает своих сотрудников на отдых. Два последних раза — в санаторий. Но не просто жарить шашлык и плавать в бассейне, а расслабляться с определенной целью. Это тимбилдинг (англ. team building). По-русски звучит как «командообразование». Данное направление считается на сегодня наиболее эффективным инструментом управления персоналом. Им занимаются специально нанятые люди путем проведения различных мероприятий, в том числе развлекательных. На первоначальном этапе тимбилдинг используется для близкого знакомства членов коллектива между собой. Причем происходит это в неформальной обстановке. В дальнейшем можно поставить цели сплотить коллектив, выявить или воспитать неформальных лидеров, приглядеться к сильным и слабым сторонам каждого сотрудника. В общем, отдых можно организовать в зависимости от стратегии компании.
Одно из упражнений тимбилдинг-тренинга по повышению уровня доверия и заботы между членами команды
Такая вот своеобразная профилактика здоровых трудовых отношений. Как говорит Дмитрий Лепехов, в небольшой фирме тимбилдинг можно организовать прямо в офисе. Если же в компании работает 80 и более человек, их уже нужно вывозить на определенную площадку, например, в зону отдыха или в санаторий. Но в их сервис не входят услуги тимбилдинга. Специалистов по командообразованию надо брать с собой. «Березняки» — пока единственный дом отдыха, который может организовать всё сразу.
— У нас есть компании, которые уже несколько лет подряд выезжают на корпоративный отдых в день рождения фирмы, — рассказывает заместитель директора по развитию дома отдыха «Березняки» Ольга Фатюхина. — Если в первый раз это был просто отдых, то на второй раз нас попросили: «Предложите что-нибудь». Мы организовали большой костер, пригласили барда, позвали двух тренеров, которые проводили специальные командные игры. То есть сегодня корпоративный отдых направлен не только на то, чтобы вкусно поесть и весело полежать на травке. Должен быть еще какой-то блок мероприятий, который направлен на определенные цели. Например, сплотить коллектив, если в нем много новых сотрудников. Или улучшить взаимодействие между отделами – такую задачу на территории нашего санатория решила компания «Белый Ветер».
— В Караганде не так много мест, где можно разместить большое количество людей и предложить им пространство для деятельности, — комментирует Дмитрий Лепехов. — А куда еще поехать? В Каркаралинск — далеко…
По мнению предпринимателей, Караганде не грозит появление огромного количества компаний, занимающихся организацией досуга. Но востребованность тимбилдинга со стороны руководителей частных фирм будет только расти — уверены специалисты.
Хорошо там, где нас нет…
В мире таким видом досуга никого не удивишь. Санатории и зоны отдыха предлагают тимбилдинг на воде и в лесу, летние и зимние варианты командообразования. Можно организовать игры, в которых сотрудники оказываются в армии, ищут золото пиратов, становятся поп-звездами, совместно посещают парк аттракционов. Одна из российских фирм предлагает сплотить коллектив посредством игр в шпионов на улицах Праги, охоты за вампирами или боев средневековых рыцарей на окраине чешского леса. В Италии предлагают провести тимбилдинг в каньонах с преодолением препятствий. В общем, кто во что горазд.
Кто-то скажет: ну это там, за границей. Однако хороший потенциал организации активного и полезного отдыха есть и рядом с Карагандой. Тем более что здесь «рукой подать» до таких санаториев, как те же «Березняки», «Саялы», «Арман», «Жартас». Проблема — в финансовых возможностях и спросе со стороны населения. Это как палка о двух концах: местные зоны отдыха и санатории не предлагают пятизвездочного обслуживания из-за низкой платежеспособности посетителей и отсутствия достаточного объема туристов, посетители, в свою очередь, не спешат раскошеливаться из-за некачественного и дорогого, по их мнению, сервиса.
Эти выводы подтверждаются результатами исследования туристского потенциала нашей области, в проведении которого участвовали студенты-маркетологи Карагандинского экономического университета (КЭУ). Среди негативных оценок санаторно-курортных учреждений со стороны потребителей наиболее часто упоминались низкий уровень сервиса, высокие цены на путевки, моральный и физический износ медицинского оборудования и материально-технической базы, отсутствие государственной поддержки.
Среди факторов, которые говорят в пользу местных санаториев и зон отдыха, респонденты назвали удобное месторасположение, высокое качество медицинского обслуживания и широкий перечень предоставляемых услуг.
Профессор Карагандинского экономического университета Зияда Борбасова считает, что нашим СКУ следует равняться на более успешные казахстанские и зарубежные организации. Главное — расширять перечень услуг согласно требованиям потребителей. Заведения ведущих стран в этой отрасли (Германия, Австрия, Швейцария, Чехия, Словакия) в последние годы активно внедряют SPA-технологии, косметологические процедуры. По мнению Зияды Борбасовой, местным санаториям и зонам отдыха нужно вводить больше развлекательных программ, экскурсий, расширять сопутствующие услуги — банкоматы, сотовую связь, продажу сувенирной продукции.
— В условиях экономического кризиса, — говорит профессор, — санаторно-курортным учреждениям может помочь сотрудничество с городскими поликлиниками и детскими больницами, взаимодействие с крупными промышленными предприятиями, предоставление гостиничных услуг. Более успешные казахстанские учреждения, такие как «Сосновый бор», «Сарыагаш», «Рахмановские ключи», активно рекламируются в СМИ, в Интернете. Ежегодно участвуют в ярмарках и туристских выставках, сотрудничают с агентствами во всех регионах РК, повышают квалификацию медицинского и административного персонала.
Можно всё, были бы деньги
Заместитель директора дома отдыха «Березняки» (г. Караганда) Ольга Фатюхина говорит, что многое из перечисленного З.әБорбасовой уже внедряется нашими зонами отдыха. «Березняки», например, позиционируют себя и как SPA-центр, и как дом отдыха. Кроме того, местные заведения принимают у себя детей в летний лагерь. Не чужд «Березнякам» и современный сервис. Из последних новшеств — установка пост-терминала для оплаты услуг посредством международных карт и электронный маркетинг. Это когда через официальный туристский портал Казахстана можно забронировать и оплатить путевку. С компаниями и агентствами санатории тоже стремятся сотрудничать. Другой вопрос — об этом мало кому известно.
— Есть большие пробелы именно в маркетинге, — объясняет Ольга Фатюхина. — Для того чтобы довести до сознания каждого, кто мы и что мы, нужен огромный комплекс мероприятий, рекламная кампания. Но если это выполнять — затраты лягут, в конечном счете, на плечи покупателя. Нам невыгодно проводить полноценные мероприятия, потому что потребитель не готов за это платить.
Государство ставит своей задачей к 2015 году сделать Казахстан центром туризма Центрально-Азиатского региона. Претендовать на бюджетное финансирование могут зоны, которые прошли добровольную сертификацию. Лицензирование санаторно-курортных учреждений носит сегодня разрешительный характер. Профессор Зияда Борбасова считает, что нужно вводить систему, при которой СКУ подтверждали бы соответствие своих услуг стандарту.
Стоунтерапия - массаж горячими и холодными камнями
Руководители лечебно-профи- лактических учреждений только за такого рода проверки, направленные на соблюдение санитарно-экологических норм, качества питания и обслуживания. Но сегодня государство, борясь с административными барьерами, проверяет бизнесменов изредка. Такая бесконтрольность порой оборачивается проблемами для клиентов.
Относительно поддержки из бюджета — предприниматели говорят, что она пока носит декларативный характер.
— Ввиду принятой стратегии кластерного развития Казахстана объектам, расположенным вне Бурабая и Капчагая, рассчитывать на государственную финансовую поддержку не приходится, — комментирует Ольга Фатюхина. — Некоторые мои коллеги по организации детских лагерей в нашей области с этого года отказались от борьбы за этот источник дохода по понятным причинам — заказчик хочет отправить в лагерь малообеспеченных детей на 10 дней за 13 тысяч тенге (в депрессивных регионах наблюдается и такое). Требования же выставляются по обеспечению трансфера, 4-разовому питанию, проведению культурных, спортивных мероприятий. А за строками еще остаются приобретение канцтоваров и призов, санитарная обработка, ГСМ, текущий ремонт. Возьметесь выполнить эти условия за 1300 в сутки? Госзаказ на санаторно-курортное лечение еще печальнее: на участие в конкурсе выходят 5-7 санаториев, всех, кроме одного, отклоняют и закупку объявляют несостоявшейся. А потом закупают услуги этого санатория методом из одного источника. И так уже три года подряд.
Как итог — многие санаторно-курортные учреждения борются за выживание сами. Руководители экспериментируют, «нащупывают» стиль и концепцию работы, которая будет востребована среди потребителей. Но никто не может гарантировать клиенту, что он получит в санатории те услуги, на которые рассчитывает. Понять, подходит ли тебе данное СКУ, можно только по отзывам знакомых и личному опыту.
«Железные нервы, здоровые почки»
Развивать дополнительные услуги, уделять внимание досугово-развлекательным мероприятиям, конечно, нужно. Но не стоит забывать о главном назначении санаторно-курортных учреждений — лечить людей и проводить профилактику заболеваний. По словам специалистов, большинство граждан пока этого не понимают и относятся к санаториям как к отдыху и развлечению.
Борьбу со стереотипами местные карагандинские санатории («Арман», «Березняки», «Саялы», «Жартас») проводят разными методами. В частности, «Саялы» делает упор в своей работе на продажу путевок частным лицам. Дом отдыха «Березняки» направлен в основном на сотрудничество с компаниями и организациями. Руководителям фирм, например, предлагается поощрять сотрудников не денежными премиями, а путевками на санаторное лечение или возможностью для их детей поездки в лагерь. Кто-то считает, что премия — самая лучшая награда. Но люди, как правило, тратят деньги на решение своих повседневных проблем. А путевка дает возможность лучшим сотрудникам отвлечься от шумного города и стрессовых ситуаций в доме и на работе.
Несмотря на множество проблем, санатории и зоны отдыха нашей области заинтересованы в привлечении клиентов. Они прошли все кризисы, выжили, продолжают работать и стремятся к развитию. А промышленность и экологическая обстановка в области делает эти природные уголки настоящей ценностью нашего региона.
— Санаторный бизнес — сложный, но интересный, — резюмирует Ольга Фатюхина. — Особенно приятно видеть результат своей деятельности, выраженный в словах благодарности от клиентов. Равнодушным и ленивым управленцам здесь не место.
Ирина БЕРДАШОВА, Информационная служба www.kn.kz