Снять офис без посредников в Казахстане: руководство

Помещения и здания, которые могут быть использованы для ведения бизнеса по-прежнему остаются востребованными. Нехватка площадей стала причиной высоких цен на коммерческую недвижимость.

Особенно интересны помещения, арендуемые для офисов и магазинов, так как, расширяя бизнес, постоянно требуется увеличение торговых площадей. Только вот приобрести помещение в личную собственность не каждому предпринимателю по карману, поэтому многие компании квадратные метры попросту арендуют.

Аренда или покупка?

Генеральный директор фирмы CVL, занимающейся продажей и монтажом инженерных систем, Рустем Итемиров считает, чтопокупка недвижимости — серьезное вложение средств, и для бизнеса в этом случае есть определенные риски. 

Офис в Астане: купить или арендовать? >>>

— На первых порах, пока ты твердо не уверен в рентабельности своего предприятия, — говорит он, — вкладывать деньги в покупку недвижимости смысла нет. Несмотря на выгодное расположение офиса и другие сопутствующие параметры, бизнес, в силу объективных причин, может «не пойти». В результате предприниматель потеряет энную сумму денег.

В то же время эксперты отмечают, что для крупных компаний лучшим решением станет покупка офисного помещения. Цены на недвижимость постоянно растут, и уже через пару лет у предпринимателя появится возможность выгодно продать или сдать в аренду приобретенные квадраты, не говоря уже о возросшем престиже фирмы.

Такого же мнения придерживается и директор крупного казахстанского интернет-магазина Flip.kz Александр Соколов:

— Если компания стабильна, то лучше покупать недвижимость сразу, так как ее стоимость постоянно растет. Молодым же организациям, по моему мнению, лучше арендовать коммерческое помещение, ведь это снижает обязательства и делает бизнес более гибким. Естественно, что при частых переездах существует риск потери части постоянных клиентов, которые привыкли, что офис расположен в определенной точке города. С другой стороны — на пути к стабильности без маленьких жертв не обойтись.

Еще один вариант приобретения коммерческой недвижимости — ее строительство. Основной плюс такого решения — самостоятельное определение таких важных моментов, как место расположения будущего офиса, его планировка, площадь, корпоративный стиль и многое другое.

К выбору экономичного и перспективного здания для развития бизнеса, предприниматель, как правило, подходит осторожно. В этом деле торопиться не нужно.

Если компания стабильна, то лучше покупать недвижимость сразу. Молодым же организациям лучше арендовать коммерческое помещение.

Самое главное — выбрать место

Основополагающим моментом в выборе арендуемого помещения для осуществления любой коммерческой деятельности, является месторасположение этого помещения. Не секрет, что стоимость аренды напрямую зависит от удаленности, либо близости здания к центру города. Большинство предпринимателей стремятся организовать свой бизнес в центре города, либо в другом, не менее престижном районе. Связано это с наиболее развитой инфраструктурой и социальным статусом арендатора.

В Астане, по словам риелтора агентства недвижимости «Компаньон» Майи Калиаскаровой, спросом пользуются разные помещения. Арендаторы нуждаются как в маленьких площадях (до 30 квадратных метров), так и больших (от 150 и выше). Но сходятся они в одном — желании располагаться ближе к центру города.

— Чаще всего потенциальных арендаторов не устраивает либо цена, либо расположение предполагаемого офиса. А найти компромиссное решение: помещение в престижном районе по минимальной цене — в Астане очень сложно, — комментирует риелтор. — Мелкие предприниматели, планирующие открыть магазинчик или автомойку, не так прихотливы. Их вполне устраивают помещения и на окраинах города.

В Астане, как в городе деловой и экономической активности, уже появились авторитетные застройщики, которые предлагают качественные офисные помещения на некотором расстоянии от центра. Поэтому здесь можно без ущерба для дела подобрать помещение на менее престижном участке. Сегодня начинает проявляться тенденция, когда фирмы с опытом перемещаются на более спокойные периферийные улицы. Наработанный авторитет среди клиентов не мешает компаниям действовать на отдаленных адресах.

За последние 2 года некоторые крупные компании перенесли свои головные офисы в Астану. В течение 2012-2013 гг. в Астану переехали Билайн, Fortebank, KassaNova. Также существует подтвержденная информация о намерении переезда в Астану Народного банка после 2017 года.

О чем говорят цифры

Согласно данным аналитической службы kn.kz, в последний год рынок коммерческой недвижимости Астаны находится в стадии динамического роста. Цены в этом сегменте за 2 года увеличились на 38%. Основной темп роста пришёлся на 2013 год.

Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, можно сделать прогноз, согласно которому темпы роста средней стоимости на рынке коммерческой недвижимости Астаны могут составить не более 12-13% в год.

По состоянию на I квартал 2014 года, на офисном рынке Астаны средняя ставка аренды составила 24 у.е./кв.м. По сравнению с концом 2013 года некоторое снижение арендных ставок и цен продажи наблюдалось в Астане — около 8%.

В столице в настоящее время ставки аренды в бизнес-центрах класса «А» находятся в диапазоне 35-40 у.е./кв.м в месяц, в бизнес-центрах класса «В» — в диапазоне от 20-30 у.е./кв.м в месяц. Как правило, арендная ставка включает в себя НДС и затраты на эксплуатационные расходы, которые варьируются в пределах от 3-7 у.е./кв.м в месяц в зависимости от класса и местоположения бизнес-центра.

Офисный рынок Астаны и Алматы: тенденции и перспективы >>>

Руководство при выборе офиса без посредников

1. Соберите информацию
Для начала займитесь сбором информации об офисном помещении, которое вам приглянулось, его месторасположении и арендодателе. Это нужно для создания полной картины о предполагаемом объекте коммерческой недвижимости, чтобы исключить частые переезды в виду неожиданно открывшихся обстоятельств и потери уже вложенных сил и средств. Только после этого начинайте переговоры.

2. Изучите рынок
Прежде чем вступать в договорные отношения с арендодателем или собственником объектов нежилого фонда, изучите рынок коммерческой недвижимости.

3. Прислушивайтесь к советам
При выборе офиса не относитесь скептически к советам профессионалов, в данном случае риелторов. Многие из них имеют продолжительный опыт работы в сфере недвижимости, что позволяет им более четко видеть положительные и отрицательные стороны в этом сегменте. Зачастую риелторам доверяют внушительный объем информации, который используется специалистом для совершения благоприятного заключения сделки с коммерческой недвижимостью, выгодной обеим сторонам.

4. Внимательно читайте договор
Важно внимательно отнестись к вопросу подписания договора с арендодателем, считают юристы. Одно из первых правил, о котором стоит помнить — чем меньше договор содержит расписанных прав и обязанностей, тем выше вероятность возникновения споров между собственником и нанимателем.

— Я много работал с договорами, — рассказывает юрист Евгений Роут. — Но не в момент составления и заключения, а когда у арендаторов возникают проблемы.

Нежелание обращаться и платить за консультацию специалисту до возникновения критической ситуации, у начинающих бизнесменов связано не только с экономией, но и с излишней самонадеянностью и небрежностью, считает специалист.

Юристы советуют выдвигать свои условия при заключении договора. К примеру, стоимость аренды за квадратные метры можно снизить, если указать на какие-нибудь недостатки: удаленность от нужных объектов, неразвитость инфраструктуры в данном районе, вид из окна и прочее.

Правда, сбивание цены приемлемо не во всех ситуациях. Крупные торговые дома, которые имеют выгодное расположение, редко, когда идут на уступки.

— Путем переговоров можно изменить какие-то строки в договоре, только если вы крупный арендатор. Для мелких, это практически невозможно, — комментирует Евгений Роут.

Руководители торговых домов, «раскрученных» бизнес-центров придерживаются той политики, что лучше иметь дело с известными брендами и крупными компаниями. Последние арендуют большие площади и складские помещения, работают на перспективу, иногда на несколько лет вперед. Ради этого постоянства арендодатели готовы менять условия договора.

Информационная служба kn.kz

Подписка на статьи
Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.