Решить неудобство проезда в центре города на 45-м квартале можно с помощью двухуровневой развязки. Специалистами фирмы «КазДорПроект» уже подготовлено на выбор несколько проектов. Правда, никто не знает, когда выделят деньги на перестройку главного транспортного узла Караганды.
Проезд по районам
Автолюбителям не нужно долго думать, чтобы перечислить места в городе, где чаще всего возникают пробки. Водителям сложнее вспомнить, где сегодня в часы пик проехать легко.
При всей загруженности Бухар жырау у водителей такси она считается одной из самых «быстрых» улиц. Наиболее проблемное место — перекресток в районе гостиницы «Караганда». На Нуркена Абдирова сложным называют перекресток с улицей Ерубаева. Пробки также возникают в районе магазина «Юбилейный». Тяжело проехать на пересечении Комиссарова — Ерубаева. То же самое происходит на повороте с моста на 45 квартале в сторону Ермекова. В пробку легко попасть на поворотах Молокова — Бухар жырау — Космонавтов.
Сложно проехать по Гоголя в районе кондитерской фабрики. Практически нереально пробиться на машине по Молокова, Зональной и Складской в те дни, когда работают рынки.
В Майкудуке, по словам водителей, главная улица Магнитогорская уже давно перегружена. Больше всего автолюбителям мешают светофоры на кнопках, которых много вдоль улицы. То есть движение на трассе останавливается по желанию каждого пешехода. Таксисты считают Майкудук тяжелым для передвижения. Доехать из города в его отдаленные районы занимает примерно полчаса. И это на легковой машине. Если установить автоматические светофоры, проблема решится лишь частично, говорят работники такси. Параллельных улиц, которые бы разгрузили Магнитогорскую, в Майкудуке нет, поэтому как вариант водители предлагают расширить главную улицу.
В Пришахтинске изначально сделали широкую проезжую часть, сам район нельзя отнести к густонаселенным. Даже при ограничении передвижения в 40 км в час там сегодня нет заторов.
Самым продвинутым районом в плане проезда считается Юго-Восток. Передвижение по этой части города, по словам таксистов, составляет минимальное время.
На Федоровке пробки образовываются на пересечении Молокова — Асфальтная. В последнее время там увеличился поток транспорта, особенно грузовых машин.
Принимаются рационализаторские предложения
В Казахстанской ассоциации предпринимателей обещают, что на своем сайте www.kae.kz обязательно заведут страничку для замечаний и предложений от неравнодушных граждан. Будут указываться проблемные участки на местных дорогах, какие существуют пробки и где нужно устанавливать светофоры. По задумке, все желающие смогут размещать на сайте предложения по улучшению дорожной инфраструктуры города.
— В Караганде пора строить большие развязки, — говорит директор ассоциации Ермек Абильдин. — Вот, мост на улице Гоголя. Он уже старый, свое отслужил, его нужно переделать. Утром и вечером в районе моста идет скопление машин. Нужно сделать развязки как в Астане и Алматы: дороги под землю уходят, с разных сторон выходят. А не просто стоит «горбатый» мост и всё.
Один из нестандартных вариантов, который предприниматели предлагают внедрить в жизнь: перенести ЗАГС (РАГС по-новому) в драмтеатр им. Сакена Сейфуллина. Свадьбы в старом здании на улице Чкалова мешают проезду из-за большого количества праздничных кортежей. В здании театра места хватает, там можно предусмотреть какое-нибудь помещение для регистраций. «Оттуда даже невесту будет выносить красиво», — приводит доводы Ермек Абильдин. Такого совместного с театром симбиоза оформления документов о рождении, смерти и свадьбе, наверное, нет нигде. Но и эта сторона не смущает общественника. Раз наша жизнь — театр, значит и регистрировать её этапы можно здесь.
По поводу театра в ассоциации обещают направить письменное предложение на имя акима города. Устно они ему уже об этом говорили. Но пока никакой реакции от градоначальника не получили.
Один из опытных работников такси Дмитрий Дзигалюк очень бы хотел, чтобы власти обращали внимание на пожелания водителей, тогда и сайт предпринимателей с разделом о внутригородских трассах будет интересен горожанам. Дмитрий, например, считает, что на дороге в районе мелькомбината нужно сделать карманы для поворота направо. По мнению шофера, это сравнительно дешевый, а значит и доступный способ хоть как-то расширить проезжую часть. И такой прием можно использовать на многих перекрестках.
Скопление десятков автомобилей также становится главным экологическим бичом для города. Во время простоя машина продолжает работать, выхлопы никуда не рассеиваются. Город с высокой концентрацией автомобилей — как закрытое помещение, заполненное газом, особенно в безветренный день — приводятся данные в документе о комплексной транспортной схеме Караганды.
«А у меня все ходы записаны»
— Я, как житель города, сам каждый день езжу и знаю: самые проблемные места там, где наблюдается сужение дороги. Например, когда соединяется улица Приканальная с проспектом Бухар жырау. На мостах и путепроводах в пиковое время пробки, — считает главный специалист отдела ЖКХ Ербол Самекин.
И если предприниматели и водители только планируют собрать информацию о состоянии дел на дорогах, в отделе ЖКХ уже есть разработанная комплексная транспортная схема Караганды. В документе содержатся данные о нагрузке на различные перекрестки, указаны наиболее проблемные места и описано, какие дороги, развязки и туннели нужно строить. Правда, широкой общественности эта информация недоступна.
Так, например, для большинства участников движения полной неожиданностью оказался ремонт путепровода в районе ДСК. Местные СМИ даже писали, что мост находится в аварийном состоянии, поэтому его взялись «подлатать» в срочном порядке. Этот участок дороги действительно укрепляли экстренными темпами. Но официально аварийным объект не признан. Согласно результатам обследования, его состояние назвали удовлетворительным, но среди прочих мостов он нуждался в ремонте в первую очередь. Его капитальная починка назначена на следующий год.
В текущем году было проведено обследование всех путепроводов и мостов города. По аналогии с мостом ДСК их состояние признано удовлетворительным. Правда, везде необходим ремонт разного уровня: заделать швы и разрушенные участки железобетонных конструкций, укрепить конусы опор, на многих заменить асфальт, сделать гидроизоляцию, установить барьерное ограждение.
— В настоящее время путепроводы не в лучшем состоянии, — говорит Ербол Самекин. — Мы будем разрабатывать сметную документацию на их ремонт и капитальное строительство.
Анализ мостов, которые работают на пределе своих возможностей, будет представлен акиму области, который и должен решить вопрос с выделением финансов на их ремонт.
Главные страсти в городском акимате сегодня кипят вокруг строительства транспортной развязки от улиц Сакена — Кривогуза до улицы Ключевая. Власти планируют пробить коридор от Кривогуза до Газалиева. Утверждается, что это было предусмотрено еще Генпланом 1938 года. Часть развязки пройдет через Центральный парк. Для сохранения ландшафта уже и без того урезанного зеленого массива акимат планирует построить дорогу в виде эстакады (размещение дороги выше уровня земли). Сооружение пройдет над детской железной дорогой. Эстакаду хотят построить еще и потому, что, если дорога пройдет по парковой земле, вдоль нее начнется скупка территорий и застройка. Чтобы исключить негативные явления, трассу хотят пустить над землей.
— Проектно-сметная документация уже разработана, — говорит Ербол Самекин. — Это будет новая транспортная развязка, позволяющая людям быстро попасть в Михайловку, не через 45 квартал. Разгрузим Бухар жырау. Наш бюджет не потянет такую сумму — около 4,5 миллиарда тенге. Если специалисты областного акимата защитят проект в текущем году на уровне республики, правительство выделит деньги.
Одной эстакадой развязка не ограничится. Транспортную линию улиц Газалиева и Ключевая соединят путепроводом (фото 1). В целом проспекту Бухар жырау должна появиться альтернативная параллельная транспортная линия. Проезжую часть Газалиева будут расширять, а улица Ключевая станет еще одной магистралью, которая соединит Новый город и Юго-Восток.
Фото 1. Путепровод на станции "Караганда - Пассажирская", транспортная линия ул. Газалиева - ул. Ключевая
При таком раскладе станет возможным заняться реконструкцией 45-го квартала. Уже готовы проекты двухуровневых развязок (фото 2, 3) и трехуровневой (с эстакадой и тремя автодорожными тоннелями).
— Мы не можем на Бухар жырау мост перекрыть. Так мы парализуем всё движение Юго-Восток — Город. Чтобы прийти на 45 с ремонтом, нам надо путепровод на Газалиева — Ключевая сделать. Это грандиозный проект для Караганды. В Астане уже давно бы сделали, — сетует представитель городского акимата.
Фото 2. Проект двухуровневой развязки на 45-м квартале (1 вариант)
Фото 3. Проект двухуровневой развязки на 45-м квартале (2 вариант)
Если все-таки придется строить 45 без резервного путепровода, в КТС настоятельно рекомендуется провести эксперимент: перекрыть движение в этом районе в середине рабочей недели в дневное время минимум на 18 часов. Этот совет имеет смысл, если учесть, что сегодня интенсивность потока на Бухар жырау в двух направлениях превышает 5000 автомобилей в час.
Следующими по графику должны стать путепроводы на Гоголя и в районе ХМК. Подготовку к строительству транспортного мегаузла на улице Гоголя предлагают начать с зачистки земель, незаконно отданных в частные руки под коммерческое строительство. В общем и целом КТС предусматривает строительство 9 новых развязок.
Все дороги вокруг центра
А вы знаете, где находится новый центр Караганды? Согласно утвержденному Генплану, в районе «Старого аэропорта». Так называемый транспортный каркас будет образовываться вокруг этой опорной точки.
Считается, что наличие такого географического центра позволит устранить одну из проблем Караганды — её «поселковость», то есть «разбросанность» городских зон. Сгладить ситуацию также должна возможность быстрого проезда из одного района города в другой. «Затраты на передвижение от мест проживания до мест работы для 90% населения (в один конец) не должны превышать 40 минут», — говорится в документе (это для пассажирского транспорта). На сегодняшний день, согласно официальным замерам, на проезд от Майкудука и Пришахтинска до Юго-Востока уходит почти час.
Если ситуация с дорогами и путепроводами останется на нынешнем уровне, часть городских территорий станет недоступной, указывается в документе, что в свою очередь отрицательно скажется на инвестиционной привлекательности Караганды.
Настоящей проблемой разработчики КТС называют наличие значительных запасов угля под территорией Нового города. Здесь возможна дальнейшая разработка месторождений и ввод в действие новых шахт. Пока горные работы в данном направлении заморожены. Добыча угля в этих местах вдруг может стать актуальной (всё зависит от экономической ситуации на мировых рынках). И тогда центру города придется срочно «перекочевывать» в безугольные пространства, делают выводы специалисты.
Поэтому наиболее рациональным считается развитие города от районов «Голубые пруды» в сторону Юго-Востока. Эти территории отмечаются как экологически чистые и без залежей угля. К тому же застройка пустынной части должна увеличить компактность города и сократить его транспортные связи.
Главные усилия будут направлены на создание двух основных крупных транспортных линий в направлении «Пришахтинск — Кунгей» (магистраль №7) и «Майкудук — Федоровка» (магистраль №14). В частности, предлагается использовать дорогу, которая сегодня заброшена: она идет на Майкудук вдоль железной дороги и заканчивается тупиком. Транспортная линия, хоть и не использовалась, но сохранилась в сносном состоянии. Она позволит активизировать движение через пустырь между Новым городом и Майкудуком. Что, возможно, повлияет на застройку незанятых территорий.
Это не единственная дорога, которая была предусмотрена старым планом, а ныне будет восстановлена. Например, в Новом городе была заложена автомагистраль, которая шла от вокзала вдоль железной дороги за пределы района. Михайловка имела прямую диагональную связь с вокзалом.
Согласно графику, в этом месяце должна быть введена в действие дорога, соединяющая Майкудук и Юго-Восток. Новый участок городской трассы прокладывают для разгрузки транспортной развязки в районе ХМК. В этом же году отремонтировали объездную дорогу (от ул. Архитектурная до кольцевой развязки). Таким образом, сообщение с Майкудуком будет идти уже по трем магистралям. Главную улицу этого района расширять пока не собираются. Чиновники указывают на то, что в текущем году (год Октябрьского района) в Майкудуке отремонтировали десяток второстепенных дорог (например, Щёрса, Бирюзовая, Бабушкина). Водителям для быстроты проезда предлагают пока пользоваться ими. В Пришахтинске планируют приводить в порядок главную улицу Зелинского.
Чиновники хотят разработать сметную документацию на капитальное строительство проблемных путепроводов (всего обследовано и признано нуждающимися в ремонте 10 путепроводов). Помимо этого в планах сооружение нескольких сложных развязок на проблемных перекрестках, строительство трех автотранспортных тоннелей в городе и четырех подземных переходов.
На Бухар жырау предлагают сделать четыре полосы в одну сторону, одну из которых выделить специально для автобусов. Но, в очередной раз подчеркивают в горакимате, всё зависит от финансирования. Бюджетные поступления — главная причина того, как будут реализовываться новые транспортные связи.
Ирина БЕРДАШОВА, Информационная служба www.kn.kz