Дороги будущего

Астана воистину становится городом, устремленным в будущее. Поражающие воображение проекты вчера, после реализации становятся обыденными для нас сегодня.

И главная цель потрясающих темпов – создать образцовый город, где для его жителей и гостей будут созданы все условия для комфортного проживания.

Ошибка Курокавы

Через год после переноса столицы по предложению Н. Назарбаева был организован международный конкурс на разработку концепции Генерального плана развития нового центра  — Астаны. В итоге, как известно, лучшей была признана концепция японца Кисе Курокавы — одного из талантливейших архитекторов мира.

Однако, несмотря на всю креативность и новаторский подход, как оказалось, зодчий не сумел предвидеть стремительность развития Астаны. В скором времени его Генеральный план потребовал корректировки. В октябре этого года открытый в 2007 году Научно-исследовательский проектный институт (НИПИ) Генплана Астаны представил на рассмотрение и утверждение правительства РК проект первого этапа корректировки Генерального плана. Город предполагается развивать как административный, деловой, научно-образовательный, культурный, спортивный, индустриально-инновационный Центральноазиатский региональный центр. Для этого необходимо обустраивать современную инфраструктуру, что является приоритетным направлением. Среди важнейших принципов документа — полицентричность, комплексность и компактность застройки, позволяющие создать безопасные и комфортные условия жизни для горожан и гостей столицы.

Малое транспортное кольцо

Сегодня транспортная система столицы функционирует в условиях значительных перегрузок. Количество зарегистрированных автомобилей в Астане на 1 октября 2012 года превысило 210 тысяч. Плюсуйте сюда еще 10-15 тысяч иногородних, транзитных.

Автомобильные пробки в утренние и вечерние часы стали обыденным явлением. В часы пик на главные городские перекрестки выходят регулировщики. Но, по мнению автолюбителей, порой они усугубляют ситуацию и создают еще более нервозную обстановку среди водителей. Недовольные сигналят каждый на свой лад. В этой какофонии особо выделяются мощные «голоса» автобусов и маршруток. Последние, набитые пассажирами, идут на грубейшие нарушения ПДД, выезжая на встречные полосы, не соблюдая правила обгона и так далее, провоцируя тем самым дорожно-транспортные происшествия.

Кстати, только за последние 10 лет в нашей стране в ДТП погибли более 32 тыс. человек, включая детей; свыше 166 тыс. получили ранения и увечья. «Потери казахстанцев от ДТП более чем в два раза превышают боевые потери Советской армии в Афганистане. Для сравнения: там за такой же срок (10 лет) боевых действий погибло около 14 тыс. человек». Эти печальные данные привел недавно в СМИ мажилисмен А. Перуашев.

Пробки и состояние дорог — главные темы разговоров не только астанинских автолюбителей. Недавно и депутаты столичного маслихата, озабоченные этой проблемой, на автобусе проехали по улицам Астаны. Насчитали 16 самых «заторных» мест на дорогах города.

А что думают по этому поводу их избиратели — астанчане?

Нуркан Абишев, таксист:

— Заторных мест гораздо больше. И на левом, и на правом берегу. Вот один пример. Любой мой коллега скажет, как проблематично подъехать к Центральному концертному залу «Казахстан», что по улице Орынбор. При проектировании можно же было предусмотреть этот вопрос. А как сложно припарковаться у рынка «Артём»! Особенно в выходные дни.

Сулейман Макин, предприниматель:

— По роду деятельности мне частенько приходится заезжать в налоговый комитет Алматинского района. То отчет завезу, то за консультацией. Вы знаете, где он находится? На Абая угол Жубанова. Перед зданием налоговой есть «пятачок» всего на парковку 20 машин! А нас, предпринимателей, собирается сотни, и все на автомобилях подъезжают. Вот и приходится машину свою оставлять за квартал от комитета. Наверное, такие посещаемые учреждения надо размещать так, чтобы удобно было всем. А то, когда паркуешься у налоговой, так в адрес властей чего только не услышишь.

Николай Силин, пенсионер:

— Я коренной житель и старый автолюбитель. На своей «копейке» каждую субботу езжу в «Шапагат» за продуктами. Проблема в этот день проехать без нервотрепки перекресток Богенбая и Валиханова. Там не развязка, а сплошная пробка. Полчаса потеряешь там, потом полчаса надо искать место для парковки у рынка. Молодежь гоняет, подрезает, сигналит. Одна морока. Куда смотрят наши власти?

Алма Бигалинова, студентка:

— Я из Петропавловска. Машины своей пока нет. Пользуюсь общественным транспортом, но больше хожу пешком. О заторных местах скажу так. Самый большой затор в Астане – это вокзал, точнее, привокзальная площадь. Это большой базар. Крики иногородних водителей-зазывал, типа: «Караганда! Караганда! Одно место!». А частных извозчиков больше, чем пассажиров. Бескультурье привокзальное – визитная карточка столицы. Будет ли площадь реконструирована, не знаете? Приезжайте к нам в Петропавловск. Посмотрите, какая там привокзальная площадь! Тихо, уютно, красиво…

Действительно, вопросы есть. Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог пытается комплексно решать все эти проблемы.

Развязки

Снимут ли транспортную проблему развязки и мосты? Конечно. Но отчасти. Опыт крупнейших мегаполисов мира убеждает в том, что надо больше развивать общественный транспорт. Автомобильные пробки Астаны пока ничто, по сравнению с алматинскими, тем более с московскими.

К примеру, в Москве одно из нововведений столичных властей — выделенные полосы для общественного транспорта, по словам мэра города С. Собянина, позволяющие увеличить скорость его движения на 20%, а пассажиропоток — на 15%. Кстати, за этим опытом С. Собянин специально ездил в Сеул. В данный момент открыто восемь полос общей протяженностью 88 км. Еще около 100 км планируется ввести в эксплуатацию в ближайшие месяцы. «Это дешевый инфраструктурный проект, но достаточно эффективный, который определяет приоритет общественного транспорта», — сказал мэр Москвы. Кроме того, в столице продолжается строительство парковок. По словам мэра, за последние два года появилось более 700 тыс. парковочных мест, из которых более 90 тыс. — капитальные строения.

Наша же действительность такова, что население депрессивных территорий мигрирует в города, а не наоборот. Ежегодно только в Астану прибывает в среднем 40 тысяч человек. Жить им где-то надо. Строить внутри городских границ становится проблематично. Город растет вширь и ввысь. Он чист и в меру ухожен. Но зеленых зон должно быть больше, особенно в Старом городе. На скромных скверах возле жилых домов, случается, паркуются легковые авто. Их так много, что, особенно в вечернее время,  через них пройти-то трудно. О строительстве новых транспортных развязок, парковок пока идут только разговоры. Хотя в других странах давно и активно осваивают подземное пространство. К примеру, парижане говорят, что их древний город стоит на корочке «хорошего дырчатого сыра» — вся подземная часть изрезана тоннелями: метрополитен, железная дорога, транспорт, технические объекты. Может, опыт парижан достоин повторения и у нас? Не массово, а точечно.

ЛРТ – быть!

В Астане начнется строительство легкорельсового транспорта. Говорят об этом с 2007 года. Кажется, «лед тронулся». В церемонии закладки капсулы в честь начала строительства трамвайной линии принял участие Нурсултан Назарбаев.

Победителем конкурса по реализации первой очереди проекта «Новая транспортная система города Астаны» «под ключ», состоявшегося 22 июня 2011, был признан Консорциум компаний «Альстом» — ТОО «АИС-Астана» — ТОО «Инвестпромпроект».

Общая протяженность трамвайной сети составит 68 км. Первая линия протяженностью 23 км с 14 остановками пройдет от аэропорта до железнодорожного вокзала. Планируемый интервал движения составит 3 минуты, ожидаемый пассажиропоток — 200 тысяч пассажиров в сутки.

Как следует из пресс-релиза французской компании Alstom, для Астаны рекомендован подвижной состав серии Citadis, который будет оборудован для работы при температурах до -40 С.

Схема малого транспортного кольца г. Астаны

Схема малого транспортного кольца г. Астаны

Начало строительных работ запланировано на 2013 год, сообщил в своем блоге аким Астаны Имангали Тасмагамбетов. «В наземном исполнении трамвайная система будет идти от аэропорта и пойдет с восточной стороны вдоль трассы на аэропорт по пр. Кабанбай батыра, ул. Сыганак, пр. Туран, пр. Сарыарка, ул. Потанина, ул. Затаевича, ул. Биржан Сала, ул. Гёте, пр. Республики, пр. Богенбай батыра, ул. Валиханова, ул. Кенесары, пр. Абылай хана, пр. Б. Момышулы, пр. Тауелсиздик, ул. Кошкарбаева, ул. №39А, ул. Ш. Калдаякова», — сообщил аким.

Лес рубят…

Бережное отношение властей Астаны к окружающей среде при проведении реконструкций улиц достойно похвалы. Помните, сколько было высказано нареканий при ремонте улице Бейбитшилик летом текущего года? Тогда аким И. Тасмагамбетов сообщил, что, «к сожалению, избежать вырубки деревьев при реализации проекта реконструкции улицы никак не удается. Поэтому 173 дерева и кустарника, мешающих строительству, а также угрожающих разрушением инженерных сетей из-за разросшейся корневой системы, будет вырублено. Где это возможно, деревья будут сохранены или пересажены. После реконструкции магистраль не будет выглядеть оголенной: АО «Астана-Зеленстрой» уже разработало проект по озеленению улицы Бейбитшилик, которым предусмотрена высадка и пересадка 206 деревьев и кустарников. Кроме того, вдоль дороги планируется высадка 4 тысяч 116 кустарников с комом земли, что гарантирует их высокую приживаемость».

Расширение дорожного полотна улицы до шести полос позволило увеличить пропускную способность с 20 до 40 тыс. автомобилей в сутки и таким образом разгрузило трафик автотранспорта по проспектам Женис и Республики.

«Какие еще аномальные зоны»?

Не секрет, что в любом городе есть аномальные зоны, где чаще чем в других местах происходят необъяснимые ДТП. В Астане таких мест ученые насчитали 10.

— Наши исследования ведутся с 2003 года. Аномалии такие происходят либо из-за каких-то подземных вод, либо из-за залежей урана, меди, железной руды или других элементов. И в этих местах у говорящего по сотовому телефону водителя могут случиться галлюцинации, что может привести к ДТП, — рассказывает научный руководитель центра биофизической экологии при КазНУ им. Аль-Фараби Виктор Инюшин.

— Если исследованиями казахстанских учёных интересуются их коллеги из России, США и Израиля, то нашим дорожникам всё равно. Почему в столице не увидишь предуп-реждающих об этом знаков? Известно, что значительная часть дорожно-транспортных происшествий в нашей стране случается по вине водителей — не справился с управлением, уснул за рулём, и лишь малая доля ДТП связана с техническими неисправностями транспортного средства. Однако причина некоторых аварий так навсегда и остается загадкой как для их участников, так и для специалистов дорожной полиции. Это и есть аварии, случившиеся в аномальных зонах.

По мнению ученых, эти опасные места должны учитываться при планировках объектов транспортной инфраструктуры столицы. Эта и наша с вами безопасность, и водителей, и пешеходов. Но, оказывается, есть и другие мнения.

Один сотрудник Научно-исследовательского проектного института Генплана Астаны на мой вопрос: «Учитываются ли аномальные зоны при проектных изысканиях?», ответил коротко: «О чём вы говорите! Какие еще аномальные зоны?».

Комментарии, как говорится, излишни.

Реалии и перспективы в цифрах

  1. Проектная стоимость транспортной развязки на пересечении ул. Орынбор и ул. Сыганак составила 4,03 млрд тенге. Общая протяженность дорожного полотна развязки — 3 440 м, при этом длина мостового пролета — 82,4 м, ширина — 37 м. На строительство развязки ушло 20 тыс. м3 бетона, 480 тыс. тонн арматуры, 24 тыс. тонн асфальтобетона, построено 9,31 км инженерных сетей. Ввод развязки позволил увеличить пропускную способность этого транспортного узла до 200 тыс. автомашин в сутки.
  2. С 2009 по 2011 год было запланировано построить 23 транспортные развязки, 2 путепровода, 4 автодорожных моста, 25 подземных пешеходных переходов. Нереализованным остался лишь план пуска легкорельсового транспорта.
  3. Ввод МКД позволит отвести от центра столицы 20 тыс. автомобилей. Кольцо пройдет по улице Сыганак, улице 12 и 14, а также Угольной и Бейсековой, и тем самым разгрузит центральную часть города за счет увеличения их пропускной способности.
  4. Первый этап строительства трамвайной линии протяженностью 16,4 километра включает девять станций. Планируемый срок запуска линии — 1 декабря 2013 года. Строительство второй очереди планировалось начать в 2012 году с вводом в эксплуатацию в 2014 году. Всего по плану будет задействовано 49 поездов и 27 станций. Реализация проекта обеспечит работой 440 человек, в том числе 163 водителя.
  5. Всего между аэропортом и комплексом «Абу-Даби Плаза» будут курсировать 12 поездов челночного исполнения, каждый из которых состоит из 3 секций. Общая длина одного поезда — 31,5 метра, ширина 2,5 метра. Вместимость одного поезда 250 человек, в том числе 39 сидячих мест.
  6. По плану социально-экономического развития Астаны, затраты на транспорт и коммуникации прогнозируются в 2012 году – 1636,4 млн тенге, в 2013 году – 1748,2 млн тенге, в 2014 году – 1867,7 млн тенге.

КОММЕНТАРИЙ

Начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны Рашид АманжуловНачальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны Рашид Аманжулов:

— Астана является одним из самых динамично развивающихся городов страны. Адекватно этому должна развиваться и дорожно-транспортная сеть столицы.

На сегодняшний день транспортная система города состоит из 944 улиц, общей протяженностью 902,1 км. Асфальтобетонное покрытие имеют только 713,1 км, остальные 189 км — без твердого покрытия. На данный момент с начала года построено и реконструировано 118,1 км дорог.

Нашим управлением ведется постоянный мониторинг и анализ состояния отраслей транспорта, на основании которых разработана Концепция развития улично-дорожной сети города Астаны, согласно которой определено 16 проблемных участков, где постоянно наблюдается скопление автотранспорта.

Для решения данной проблемы управлением ведутся работы по проектированию и строительству Малой кольцевой дороги, протяженность которой составляет 35 км. В состав МКД входят 18 транспортных развязок, мостов и путепроводов. На сегодняшний день уже построено 13 км дорог и 8 транспортных развязок, мостов и путепроводов.

Наиболее проблемным участком является ул. Сарыарка – пр. Туран, где в настоящее время наблюдается перегруз до 60 тыс. единиц автотранспорта в сутки.

В текущем году проведены работы по строительству Западного полукольца, обеспечен проезд по улице Сыганак от пр. Туран до ул. Бейсековой; по ул. Бейсековой от улицы Сыганак до Кургальжинской трассы. Завершение строительства данных участков планируется в 2013 году. Также данный проект позволил обеспечить проезд к ЖК «Жагалау».

В 2013 году мы планируем приступить и к строительству улицы Бейсековой от проспекта Тлендиева до Кургальжинского шоссе, что значительно разгрузит ул. Сарыарка.

Также нами в текущем году в составе Малой кольцевой дороги построена ул. №14 от ул. Мирзояна до ул. Парковая. В 2013 году мы планируем завершить строительство улицы №14 от улицы Парковой до пр. Абылай хана с транспортной развязкой.

В прошлом году мы провели комплексную реконструкцию пр. Женис, который теперь утратил закрепившееся за ним ироничное название «проспект геологов и археологов». В текущем году мы также провели реконструкцию таких улиц, как Бейбитшилик, А. Молдагуловой, Сейфуллина и начали реконструкцию ул. Джангильдина. В 2013 году мы планируем приступить к реконструкции улиц Московская и Ауэзова.

Принципиально важно, что ремонтные работы проведены и проводятся не только в центре города. Мы разработали концепцию развития присоединенных жилых массивов, реализация положений которой будет осуществляться в течение 4 лет (2011-2014). Стоимость данного проекта составляет порядка 80 млрд тенге.

Всего насчитывается 20 присоединенных жилых массивов, в которых проживает около 150 тыс. человек. В основном это коренные жители столицы, в домах которых никогда ранее не было канализации, водопровода, телефонов. В рамках данной программы работы проведены там, где ранее вообще не было асфальта. Это пос. Интернациональный, ж/м «Казахауыл», ж/м «Коктал», северная сторона пр. Тлендиева. За два года мы отремонтировали 60 км дорог. В текущем году мы полностью завершили дорожно-строительные работы в пос. Куйгенжар, Пригородный, Тельмана, Казахауыл.

В столице ведется строительство Театра оперы и балета. Ещё при его проектировании был предусмотрен надземный пешеходный переход через улицу Кунаева, который является неотъемлемым ансамблем архитектурного облика отделки театра. Данный пешеходный переход соединяет предтеатральную площадь с Парком влюбленных. Его длина составила 39,2 м, ширина — 90 м. В летнее время данный пешеходный переход будет представлять собой амфитеатр с летней сценой. Улица Кунаева проходит тоннелем под пешеходным переходом, при этом она будет расширена до 6 полос движения.

Что касается общественного транспорта, то в Астане 9 предприятий осуществляют перевозки пассажиров с общей численностью подвижного состава 1018 единиц. Ежедневно на линию выходят порядка 778 автобусов.

В этой сфере задействовано более 3 тыс. человек. Горожан и гостей столицы обслуживают 55 маршрутов общей протяженностью 2442 км с 981 остановочным пунктом. В сутки перево-зится свыше 515 тыс. человек. Мы реализовали целый ряд комплексных мер, направленных на повышение уровня профессионализма сотрудников автопарков и усиление контроля над качеством пассажирских перевозок.

Только с начала 2012 года приобретены 83 новых автобуса. А до конца года планируется приобретение еще 20. Сегодня маршрутной сетью общественного транспорта охвачены вновь введенные в эксплуатацию жилые массивы ЖК «Жагалау-3», ЖК «Турсын Астана» (ул. № 14), мечеть «Хазрет Султан», микрорайон «Уркер» (в направлении ж/м «Ильинка»), ул. Айнаколь, городская больница № 1 (за ТЦ «Мастер»), Детская инфекционная больница (продолжение ул. Орынбор).

Мы регулярно проводим профилактическую работу среди водителей и кондукторов. На основании выявленных нарушений и поступивших жалоб от населения с начала года из системы общественного транспорта уволены 240 кондукторов и 130 водителей.

Строго отслеживаются обращения жителей на электронный сайт акима города Астаны — с начала года поступило 532 обращения (5% от общего числа обращений – 9398) по работе общественного транспорта.

Оправдывает себя введенная система GPS-мониторинга и контроля общественного транспорта, которая позволила контролировать его работу по районам города и принимать оперативные меры при нестандартных ситуациях.

Бесплатный проезд на общественном транспорте у нас предоставлен пяти категориям граждан — участникам ВОВ, инвалидам I, II и III групп, пенсионерам по возрасту, пенсионерам силовых структур и многодетным матерям.

Надо признать, что основной причиной нарушений ПДД, устраивания гонок на автобусных маршрутах является сбор наличных денег. Для исключения указанных недостатков в настоящее время прорабатывается вопрос внедрения в 2013 году электронного обилечивания пассажиров — проект «Электронный билет».

Фото: gelio-nsk.livejournal.com

Информационная служба www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.