Домофон: как добиться качества услуг?

Кажется, что домофон — наиболее простой товар и услуга: фирма за деньги, собранные с жильцов подъезда, устанавливает металлические двери. С этого момента в подъезд можно проникнуть либо с помощью специального чипа,...

...либо, набрав определенный код. У некоторых жильцов дома стоит так называемая «трубка», с помощью которой можно открыть подъездные двери, не выходя из квартиры.

Например, в Астане установка дверей и оборудования колеблется в пределах от 75 до 120 тысяч тенге. Дальнейшее обслуживание, то есть ежемесячная абонплата для тех, кто пользуется домофонным аппаратом, составляет сегодня от 250 до 300 тенге в месяц с квартиры. Директор фирмы «PIT BULL домофон» Илья Сабиров говорит, что в столице уже два года назад практически не осталось многоэтажек, которые не пользуются домофонами. В новостройках такая система предусматривается сразу.

— Перед установкой домофона раздается двухсторонний договор, который подписывается компанией и абонентом. Там указываются все нюансы, например, случаи кражи оборудования. В основном, все соглашаются с условиями договора, там нет ничего «сверхъес-тественного». Жильцам приходят квитанции по оплате. В Астане есть единый расчетный центр. Человек приходит туда платить за кабельное ТВ, интернет-услуги, в том числе и за домофон.

В договоре, рассказывает Илья Сабиров, предусматриваются случаи одностороннего расторжения. Например, в случае неоплаты услуг в течение трех месяцев:

— Мы вправе в этом случае отключить человека. В основном, люди не платят, потому что забывают. Единицы делают это намеренно. Если вообще отказываются платить, его убирают из единого центра и к нему не приходят квитанции. Какая-то сумма долга есть, ну и ладно. У него домофон уже не работает.

Было бы чудесно, если бы каждая компания в действительности так и работала. Но оказывается, нередки случаи, когда клиент отказывается от домофона, но счета ему все равно выставляют.

Карагандинец Сергей Бушуев полтора года назад купил квартиру с домофонными долгами. Причем прежний хозяин от услуг отказался, по поводу чего написал соответствующее заявление в компанию.

— Вообще это заявление давно было подписано, — объясняет Сергей Бушуев. — На нем стоит входящий номер компании, но счета продолжали слать. Не знаю, сколько времени они приходили, но когда сумма подошла к 10 тысячам, они начали писать угрожающие письма. Я пошел в компанию, объяснил, что домофон у меня ни дня не работал, вы приняли заявление, за что носите счета? Они ответили, что за пользование дверью. Я говорю: «Может, вы еще окно поставите в подъезде и потом пришлете счет за пользование окном?». А они: «Встретимся в суде».

Сергея Бушуева спасло то, что у компании был заключен договор со старым хозяином жилья, а не с ним. Для суда это оказалось решающим фактором. Председатель Карагандинского общества защиты прав потребителей «Гарант» Жаслан Айтмагамбетов говорит, что в его практике было несколько обращений граждан, когда их заставляли платить, несмотря на то, что они отказались от домофона. Объяснение то же, что и у Сергея Бушуева: «Вы же пользуетесь подъездной дверью». То есть те, у кого нет дома аппарата, абонплату за домофон не платят. Счета пытаются начислять тем, кто пользовался «трубкой», но потом от нее отказался. «А где же равенство всех перед законом?» — задается вопросом Жаслан Айтмагамбетов. Ведь все жильцы подъезда пользуются дверью.

— Знаете в чем большая несправедливость? Компании в договоре указывают, что имеют право автоматически отключать потребителя, то есть без напоминания. А потом начинаются суды. Потребитель говорит: «Вы мне услугу не оказывали, вы отключили меня автоматически и почему продолжаете выставлять счет? Представители компании отвечают: «А где доказательства, что мы вас отключили?». На самом деле потребителя отключают и продолжают ему выставлять счета.

В «Гаранте» рассказали о случае, когда компания подключила всю систему к электрическим сетям одной квартиры. То есть за использование электричества в домофоне за весь подъезд платил один жилец. Так продолжалось около 3 лет.

— Еще компания умудрилась сказать потребителю, что ты нам должен 10 тысяч за то, что нашей дверью пользовался. Суд признал их действия по присоединению напрямую к счетчику потребителя без его согласия незаконными.

Нанесенный моральный ущерб в суде не признали, а вот материальный постановили выплатить — чуть больше 10 тысяч тенге (счет за электричество за 3 года). 

Правозащитник говорит, что в ситуации, когда людей не устраивает обслуживание, есть один выход. Сделать общее собрание жильцов и составить официальное письмо о расторжении договора с фирмой.

— Компания может таким образом поступить: прийти, открыть дверь, снять всё оборудование. Тихо-молча, когда все люди на работе. Даже если начнешь судиться, скажут, что ничего не снимали.

Этого допускать нельзя, поэтому, советует юрист, лучше сразу договориться с другой компанией, которая поменяет коды на домофонном оборудовании.

Платить или не платить

Юрист Жаслан Айтмагамбетов уверен, что после установки домофонной системы и ее оплаты жильцы никому и ничего не должны. Ведь сначала жильцы собирают деньги на покупку, установку двери и всей системы. За электричество, которое потребляет домофон, также платят люди. То есть граждане все купили, а потом еще и вносят ежемесячную оплату. Жаслан Айтмагамбетов сравнивает эту ситуацию с приобретением холодильника, когда нужно платить еще и за его мороз.

— Учитывая все эти обстоятельства должно быть так: компания продала и все, свободна. Если что­то сломалось в системе, это отдельный договор с потребителем, что придут и отремонтируют данное оборудование. Это было бы справедливо и правильно.

Директор «PIT BULL домофон» Илья Сабиров говорит, что их фирма заключила несколько таких договоров, когда оплата совершается только по факту поломки. Хорошо, когда жильцы подъезда люди организованные. А как быть, когда кто­то не хочет платить за ремонт, их все и так устраивает, кого­то нет дома и прочее? Ждать, когда все сдадут деньги, а дверь будет в нерабочем состоянии, или компании делать ремонт в кредит?

— В ежемесячный тариф входит бесплатное обслуживание. Любая поломка, например, регулировка доводчика, который либо хлопает, либо медленно закрывается. Вплоть до более крупных поломок. Я не беру в учет случаи вандализма и кражи. Потому что это все отдельно в договоре рассматривается.

«PIT BULL домофон» — небольшая астанинская фирма, но и у них ежедневно, по словам директора, происходит минимум 10 выездов по фактам неисправностей. Количество вызовов резко возрастает после выходных дней и праздников: к кому­то приходит много гостей, кто­то переезжает, то есть дверями пользуются активно.

— За домофон платят те, у кого он стоит в квартире, хотя это не совсем верно, — считает Илья Сабиров. — Дверь­то у всех общая, все за безопасность и чистоту в подъезде. Я считаю, что плату нужно раскидывать на весь подъезд. Но те, у кого аппарат стоит в квартире, пусть платит 225 тенге, у кого он не установлен — пусть платит 125 тенге, как пенсионер, например, то есть половину стоимости.

Потребители всех городов — объединяйтесь!

Все множество вариаций жалоб потребителей можно свести к двум основным: несоответствие качества услуг заявленным компаниями и отсутствие перерасчетов за недооказанные услуги. Например, когда кабельное ТВ не работает полдня не по вине потребителя, он все равно платит полную сумму. Арина Симоненко говорит, что около 3 месяцев в их подъезде идет ремонт, дверь не закрывается, но за домофон они платят все это время. Стоит отметить, что никто из жителей не поднял данный вопрос перед КСК или обслуживающей компанией.

Представители общественных организаций говорят, что у сложившейся ситуации есть две первопричины: отсутствие гражданской позиции у населения и защиты прав потребителей со стороны государства.

Артык Сейткалиева, президент общественного объединения по защите прав потребителей «Адал», г. Алматы:

— Есть одиночки, которые добиваются своего, идут до логического конца. А многие просто платят. Эту ситуацию порождает инертный потребитель, который не хочет отстаивать свои права, порождает система, которая заставляет махнуть на все рукой. Если бы недобросовестные услугодатели были бы наказаны и со стороны государства: те же административные штрафы, суды. Наши иски, которые мы подаем, суды «срезают»: не присуждается моральный вред, неустойки, представительские расходы. В конечном итоге потребитель говорит: «А зачем я вообще пришел?». И обвиняют в этом нас. Мы объясняем: «Извините, мы не суды, мы каждый пункт доказываем, но если суд не принимает во внимание, что мы можем сделать?». Конечно, не все судьи такие, но почему-то в последнее время стало очень сложно работать.

Закон «О защите прав потребителей», который от 1991 года, был лучше, чем нынешний, который вступил в силу в 2010 году. И почему-то лет 5 назад было легче работать, на наши письма реагировали. А сейчас возвращаемся к безнаказанности и безответственности.

Жаслан Айтмагамбетов, председатель общества по защите прав потребителей «Гарант», г. Караганда:

— Если не показывает кабельное телевидение, желательно, чтобы несколько соседей подтвердили, что его нет у всех. Тогда будет проще доказывать, что услуга отсутствовала. Если услугодатель не реагирует на коллективную жалобу — обращаться в суд. Понимаете, у нас система не работает. Если бы наши суды удовлетворяли моральный ущерб потребителям достаточно высокий, как в западных странах, тогда бы компании не вели себя так нагло. А на самом деле суммы ущерба — 5-10 тысяч тенге. Пострадавших может быть и 10 тысяч человек, из них только 5 принципиально до суда дойдут. И этим людям выплатят в общей сложности 25 тысяч тенге.   

Советы потребителям

  1. Жители должны помнить, что они являются владельцами лифтов и домофонов, поэтому вправе выбирать обслуживающую компанию или поменять ее.
  2. При расторжении договора с фирмой, которая обслуживает домофон, компания не имеет права снимать оборудование или двери. Ведь жители их купили, а не взяли в аренду.
  3. Для расторжения договора с обслуживающей компанией нужно провести собрание жильцов или обойти квартиры и собрать две трети подписей в поддержку. Копию протокола собрания, список подписей нужно предоставить в обслуживающую компанию.
  4. Если вас не устраивает система оплаты, не обязательно искать другое предприятие. Попробуйте обсудить условия с представителями фирмы и изменить какие-то пункты договора.
  5. Если разбирательства с компанией дошли до суда, юристы советуют запрашивать максимальную сумму морального вреда. Почти всегда судьи значительно занижают планку или вовсе отказывают в выплате морального ущерба.
  6. Факт получения некачественной услуги нужно еще доказать. Привлекайте свидетелей или направляйте коллективную письменную претензию руководству фирмы, если ваши соседи также являются пострадавшими.
  7. Становитесь членами общества защиты прав потребителей, и тогда вы сможете рассчитывать на грамотную поддержку.  

Ирина БЕРДАШОВА, Информационная служба www.kn.kz

Также читайте:

«Неподъёмные» лифты

КСК vs жильцы — когда закончится противостояние?

«Более 90% председателей КСК обслуживают дома незаконно»

Подписка на статьи
Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.