Как проходит ремонт дорог в Астане

Тема казахстанских дорог в последнее время стала популярной на самом высоком уровне. То мажилисмены обращаются к премьеру с просьбой пересмотреть затраты на ремонт, то президент отчитывает министра за то, что тот вообще не занимается дорогами.

А как обстоят дела в самом главном городе страны — Астане?

В этом году в столице было отремонтировано более 24 километров дорог. На всех улицах, говорят в Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог города, ремонт не проводился уже более 5 лет. Кроме того, производились работы по обустройству заездов на участках пр. Сарыарка — пр. Богенбай батыра, ул. Затаевича — ул. Потанина, ул. Желтоксан, 12, Талапкерская, 6, 8, 5 и других. На основе анализа состояния транспортной отрасли столицы в Управлении разработана концепция развития улично-дорожной сети. Согласно ей, определены проблемные участки, где наблюдается наибольшее скопление транспорта, всего их 16.

 Малая кольцевая соединила два берега

Решить трудности с проездом должна Малая кольцевая дорога. На сегодняшний день в рамках этого проекта уже построено 20,5 км дорог. В этом году заработал долгожданный участок МКД от Кургалжинской трассы до улицы Сейфуллина с выходом на проспект Тлендиева через улицы Ардагерлер и Акан Серы.

— Всё разгрузили, отлично стало, — дает оценку новой дороге советник председателя Союза водителей транспортных средств РК Сарсен Уваев. — Весь грузовой транспорт сейчас в город не ходит до улицы Сарыарка, а уходит направо и через Бейсековой на Кургалжинскую трассу уходит, в объезд получилось.

По данным Управления пассажирского транспорта, открытие движения через реку Есиль на 40% снизило транспортную нагрузку по проспектам Туран и Сарыарка. В настоящее время через мост в среднем проезжает около 70 тысяч машин в сутки.

Класть или не класть

Еще в прошлом году жители столицы поднимали вопрос по поводу целесообразности укладки нового асфальта на некоторых улицах. В частности общественный фонд «Народный антикоррупционный комитет» даже устраивал пресс­конференцию по поводу ремонта улицы Абая, где располагается столичный акимат. Общественники возмущались тем, что с момента последнего ремонта не прошло и двух лет, как улицу начали делать снова. Тогда свои действия чиновники объяснили тем, что на проезжей части необходимо было сделать съезды и парковки.

По мнению президента фонда Мусагали Дуамбекова, такая же история происходила с дорогами и в этом году:

— Улица Орынбор перед Домом министерств. Ну шикарная же улица, и асфальт был шикарный, они его полностью застелили. С мостом, со всем вместе. Она же новая! В прошлом году только была сдача арки по улице Орынбор и всё делалось. В этом году опять переделали. Или вот, улица Валиханова, понимаю, там возле рынка «Асем» были какие­то трещины. Нет, они полностью асфальт срезали.

Жалобы от астанинцев по поводу того, что на отдаленных улицах ремонт не производится вообще или латаются отдельные дыры, что переделывается новый асфальт или держится недолго, похоже, дошли и до президента страны. Весной этого года он раскритиковал качество дорог в столице: «В центре, да, хорошо, особенно там, где я езжу, начальство ездит. Вы обратите внимание, где живет основное население, почему каждый год после весны все дороги в ямах? Потому что качество такое: кто­то схлюздил, кто­то на этом заработал, асфальт был некачественным, строительство было некачественное».

Несмотря на резкую отповедь, «хлюзденье» с дорогами, похоже, не закончилось. Уже в мае разразился скандал: отремонтировали правительственную трассу на 150 миллионов тенге, и через месяц в асфальте проступила колея. В этом же месяце по республиканскому каналу показывают сюжет о том, что на 600 метров дороги в одном из элитных районов Астаны собираются потратить 700 миллионов тенге. Притом что в столице есть улицы, жители которых мечтают, чтобы у них ухабы хотя бы щебнем засыпали. Чиновники тогда привели резонные доводы, что основные затраты пойдут на ремонт сетей, которые проходят под дорожным полотном. Оттого и стоимость ремонта высокая.

На запрос редакции о том, во сколько, в среднем, обходится ремонт километра дороги в Астане, в Управлении пассажирского транспорта ответили, что ничего рассчитать не получится.

— Так как учитывается не только стоимость асфальта, но и проходят ли сети на данном участке, слой дорожного полотна и т.п. Даже участок дороги в 100 метров может обойтись в несколько сотен тысяч тенге, — прокомментировал руководитель управления Рашид Аманжолов.

Касательно качества дорожного полотна нам сообщили, что всё контролируется квалифицированными инженерами АО «Каздор НИИ». Они проверяют и используемые материалы, и пробы делают, и следят за технологией укладки асфальтобетонной смеси.

 Закатать, чтобы потом опять закатать

В обществе уже давно бытует мнение, что дороги делать хорошо и надолго просто невыгодно. Гораздо лучше, когда они быстро изнашиваются, и из бюджета выделяется очередной транш на их ремонт. Тем более, что средства выдаются немалые. В Управлении транспорта, кстати, не озвучили цифру, которую вложили в столичные улицы в этом году. Дескать, итоги еще не подводились. Нурсултан Назарбаев в своем апрельском выступлении говорил, что за три года на строительство и ремонт дорог в Астане потрачено около 100 миллиардов тенге. По сведениям Мусагали Дуамбекова, в 2013 году на дороги было запланировано около 50 миллиардов тенге.

— Я считаю, мало что после этого изменилось, — говорит о выступлении главы республики президент общественного фонда. — Центральные улицы, которые на левом берегу, вот эти мосты, все равно они начали делать и делали. Один из самых богатых штатов Техас, у них все трещины залеплены битумом. Они не считают, что если на улице есть трещина, ее надо полностью снимать. Дорога, в зависимости от класса, должна 10 или 20 лет служить. Положили асфальт — всё, 10 лет не подходи к этому асфальту, не имеешь права его трогать. Делай ямочный ремонт — такой принцип во всем мире. У нас в стране, в Астане в особенности, легче всё срезать.

Мусагали Дуамбеков ошибается насчет 10 лет службы полотна. У нас совсем другие стандарты. Когда заходит речь о быстром износе, обычно ссылаются на резкоконтинентальный климат, большую загруженность трасс, неустойчивость почвы в столице. Согласно ответу Управления пассажирского транспорта, гарантийный срок, предоставляемый подрядчиком при строительстве дорог, составляет 3 года. А при ремонте — всего два года. Получается, что если за это время никаких починок не требовалось, значит условия соблюдены. А через 2 года можно ремонтировать заново? Неясность стандартов, отсутствие общественного контроля, непонятная система при выборе ремонтируемых дорог и приводят к критике госорганов.

Чиновники указывают, что дороги, отремонтированные в 2011­2012 годах, пока соответствуют гарантии. Дефекты в покрытии появляются на улицах, сделанных 5 лет назад и более.

 Сложные места Астаны

Аким столицы Имангали Тасмагамбетов пришел к выводу, что развязки, построенные в городе, проблему пробок не решают. По его мнению, их нужно делать на выезде из Астаны. Например, на развязке по проспекту Республики на пересечении с улицей Бараева машины «разлетаются» в разные стороны быстро, а через несколько метров вновь возникают пробки.

— Машины подъезжают к Имановой и всё, упираются, — говорит советник председателя Союза водителей транспортных средств РК Сарсен Уваев. — Потому что дальше развязки нет. То есть надо как в Алматы на Аль­Фараби везде путепроводы, развязки разных уровней делать. Но это огромные средства, закрыть движение и строить. Навряд ли это получится. Выходят из положения с помощью ручной регулировки инспекторов в часы пик.

Проспект Республики вообще на всем протяжении загружен. Наиболее проблемными для проезда также являются улицы Валиханова и Кенесары. Но в первую очередь, по мнению Сарсена Уваева, нужно разгружать перекресток Валиханова — Богембай батыра.

— Там у нас постоянно заторы, где торговый дом «Шапагат». Там такие пробки, что надо тоннель делать на Валиханова, чтобы напрямую с Богембай батыра выезжали безостановочно на тот новый центральный рынок. И вообще, когда съезжают с этого путепровода, останавливаются, и пробки образуются прямо на мосту.

Специалист считает, что возможно возникновение резонанса: когда частота работы двигателей может сов­пасть с частотой колебаний моста.

— Это очень опасно, — заключил Сарсен Уваев, — и вообще, на мосту стоять нельзя по правилам.

Из тех улиц, которые не относятся к центральным, самыми запущенными советник председателя союза водителей считает Ондирис, Байтурсынова и поселок Коктал.

Что касается качества покрытия, то Сарсен Уваев считает, что оно на достаточно высоком уровне. Мусагали Дуамбеков же, напротив, говорит, что добавки в асфальт дорогие, дороги не выдерживают испытание временем:

— Этот асфальт не соответствует городскому режиму, он очень грубый. Должен укладываться на трассы, далеко от населенных пунктов. Раньше был асфальт: снизу ложился грубый слой, а сверху мелкий. Понятно, что когда грубый слой укладывают сверху, в нем меньше трещин усматривается. Но когда проезжают машины, очень большой шум поднимается.

Ирина Бердашова, Информационная служба kn.kz

Читайте также:

Качественные дороги? Только за ваши деньги

Дороги будущего

Подписка на статьи
Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.