Проект SMART ASTANA: какой будет столица в 2017 году?

Токио, Монако, Лондон, Торонто, Нью­Йорк, Берлин, Вена, Копенгаген… В один ряд именно с этими современными развитыми городами в недалеком будущем должна встать и Астана.  Но прежде столице предстоит трансформироваться из преуспевающего города в город «умный», в жизни которого успешно используются последние инновационные разработки.

К 2017 году, когда в Астане будет проходить международная выставка «ЭКСПО-2017», столица должна стать безо-пасней, мобильней и эргономичней.

Внедрение инновационных технологий в разные сферы жизнедеятельности главного города республики придадут современности и практичности уже имеющемуся столичному лоску. Правда, светофоры-навигаторы, безо-
пасный общественный транспорт, фото-, видеорегистраторы и другие инновационные технологии обойдутся стране недешево, а именно в три миллиарда тенге.

Реализацией проекта Smart Astana занимается компания Astana Innovations, учрежденная акиматом столицы. Стартовал проект еще в 2011 году, но обороты начинает набирать сегодня.

— У нас имелся определенный опыт в этой достаточно новой для Казахстана области знаний, — поясняет Саят Нюсупов, председатель правления АО «Астана Innovations». — Компания начала активно работать уже в сентябре 2011 года, был подготовлен багаж идей и проектов, поэтому удалось избежать затяжного старта, мы сразу включились в процесс.

Основу проекта Smart Astana составляет опыт европейских стран и шесть основных характеристик: «умная экономика», мобильный доступ, «умная окружающая среда», «умный акимат», «умная жилищная среда», «умные люди». В итоге Астана должна стать не только конкурентоспособной в масштабном плане столицей, но и наиболее комфортным для проживания рядовых граждан городом.

Как изменится лицо столицы во время «ЭКСПО-2017» >>>

Что предстоит сделать

Сегодня разработчики проекта Smart Astana приступили к реализации двух его направлений — «Безопасный город» и «Интеллектуальная транспортная система». Первые разработки планируется воплотить в жизнь к концу 2014 года.

Безопасность прежде всего

Улицы Астаны будут находиться под круглосуточным наблюдением, как в Лондоне и Монако. По крайней мере, учитывается опыт этих и других зарубежных городов. В состав разработчиков проекта вошли иностранные инженеры-проектировщики. По всему городу планируется установить камеры видеонаблюдения. Системы и службы будут работать сообща — панируется строительство Центра оперативного управления.

— В режиме онлайн в этот центр будет поступать информация о состоянии общественной безопасности, работе городских служб, о состоянии городских систем коммуникаций, о транспортных потоках, — говорит Ильдар Хисамутдинов, председатель правления АО «Астана Innovations». — Реализация проекта «Создание системы комплексного обеспечения жизнедеятельности г. Астаны» — СКОЖ позволит не только качественно подготовиться к всемирной выставке «ЭКСПО-2017», но и сделать Астану одним из самых комфортных и безопасных городов в Евразии.

Реализация пилотного проекта СКОЖ началась в этом году. Строительство Центра оперативного реагирования, как, в общем, и направление «Безопасный город», входит в этот проект. Благодаря реализации СКОЖ ожидается повышение эффективности действий оперативных служб: УВД, ДЧС и других. Более быстрое получение информации улучшит координацию служб экстренного реагирования, отвечающих за безопасность и обеспечение жизнедеятельности Астаны.

«Умные светофоры»

Создание интеллектуальной транспортной системы — также одно из основных направлений проекта Smart Astana. Суть его заключается в необходимости несколько разгрузить столичные дороги — минимизировать количество пробок и аварий.Создание интеллектуальной транспортной системы — также одно из основных направлений проекта Smart Astana

— Данная система предусматривает внедрение «умных светофоров», то есть мы сможем с их помощью формировать поток автомобилей, — поясняет начальник Управления пассажирского транспорта и автодорог г. Астаны Рашид Аманжулов. — Условно говоря, если на одном перекрестке собирается 10 машин, а на другом 20, светофоры перераспределят их. Вам просто не разрешат в этот момент проехать по загруженной улице, перенаправив на ту, что свободней.

Таким образом, если всё будет идти по плану, астанинцы смогут оперативно получать информацию о том, как, минуя пробки, быстрее доехать до пункта назначения. Благодаря «умным светофорам», способным перенаправить машины с одного перекрестка на другой, заторы будут устраняться гораздо быстрее, а то и вовсе не возникнут. Над усовершенствованием этой системы всё ещё работают специалисты. Уже известно, что в следующем году 42 «умных светофора» появятся в Астане на улицах Туран, Достык, Сарыарка, Сарайшык и Аманат. По подсчетам экспертов, жители столицы смогут более чем наполовину сократить время, которое они тратили на дорогу, чтобы добраться, например, от дома до работы.

Впрочем, решать проблему пробок на дорогах в столице сейчас пытаются не только посредством новых светофоров. Основной транспортной системой «умной Астаны» в ближайшие годы обещает стать и легкорельсовый транспорт. Общая протяженность линии ЛРТ, которая пройдет вокруг Астаны, превысит 40 километров.

На сайте akorda.kz сообщалось, что реализация проекта проходит в три очереди: первая очередь — Аэропорт — «Абу-Даби Плаза», вторая — «Абу-Даби Плаза» — Железнодорожный вокзал и третья — Железнодорожный вокзал — «Абу-Даби Плаза». Акимат Астаны создал специализированную компанию — ТОО «Астана LRT», которая определена заказчиком на проектирование и строительство ЛРТ. В рамках первой очереди планируется применить скоростные трамваи производства французской компании «Альстом».

Всего между аэропортом и комплексом «Абу-Даби Плаза» будут курсировать 12 поездов, вместимость каждого — 250 человек. Климат в Астане довольно суровый, поэтому и все станции, которые предстоит построить, будут закрытого типа с обогревом и вентиляцией. Также на станциях предусмотрены подземные пешеходные переходы, эскалаторы, лифты и система автоматического доступа. Проект строительства ЛРТ, хоть и имеет непосредственное отношение к усовершенствованию Астаны, финансируется отдельно от проектов, которые курирует АО «Astana Innovations».

Только для финансирования строительства первой очереди из бюджета было выделено 5 миллиардов тенге. Для TOO «Астана LRT» компанией Astana Innovations был подготовлен аудиовизуальный ролик 3D-визуализации и моделирования первой очереди проекта «Новая транспортная система города Астаны».

В «умном городе» под контролем должны находиться все стратегически важные объекты. Следовательно, не менее важен контроль системы коммуникаций. Внедрение инновационных датчиков по проекту «Smart водопровод», по прогнозам специалистов, сократит потерю воды с 20 до 80%. Этот проект также находится сегодня в разработке.

— Чтобы запустить эту систему, нам нужно порядка 200-300 миллионов тенге, но если мы ее внедряем, — прогнозирует Саят Нюсупов, — потери воды сократятся более чем в два раза. Каждый доллар или тенге, вложенный в Smart-технологии, дает в перспективе четыре доллара или тенге отдачи.

«Легкие» Астаны >>>

Что уже сделано

Как уже говорилось, проект Smart Astana был запущен еще 2011 году. За 1,5 года несколько важных направлений уже реализованы.

Одно из таких направлений — проект выпускника МФТИ Кайрата Ахметова Open Wi-Fi, который решил проблемы локальных сетей, таких как, например, требование паролей или исчерпания трафика, сделав Интернет доступным для широких масс. Жители столицы сегодня имеют возможность во многих общественных местах пользоваться качественным бесплатным беспроводным Интернетом. Первые точки единой сети доступа в Астане открылись в ТРЦ «Керуен», «Сары-Арка» и «Хан Шатыр». Сейчас их уже гораздо больше. Всего планируется активизировать 296 точек.

— Реализация этого проекта, сов-местно с компанией The one capital, началась в конце 2011 года, спустя несколько месяцев он уже заработал в полную силу, — говорит Саят Нюсупов. — Сегодня сетью Open Wi-Fi охвачены многие торгово-развлекательные центры, парки, привокзальные площади и бульвары. Скорости в 512 Кбит/с вполне достаточно, чтобы проверить почту, отправить сообщение, то есть быть включенным в общее информационное поле. Бесплатный доступ в Интернет очень удобен и для туристов. Летом мы зафиксировали максимальный рост пользователей — до 50 тысяч в сутки. Сейчас этот показатель колеблется в пределах 20-25 тысяч. Помимо очевидной пользы для населения, этот проект внес свой вклад в индекс глобальной конкурентоспособности города и страны.

На данный момент Open Wi-Fi в тестовом режиме, по сведениям www.ain.kz, доступен на следующих объектах:

  • бульвар «Нуржол» (от ул. Орынбор до здания АО «НК «КазМунайГаз»);
  • площадь перед РК «Думан»;
  • круглая площадь перед АО «НК «КазМунайГаз»;
  • площадь перед ТРЦ «Мега», «Хан Шатыр», «Керуен», «Сары-Арка»;
  • площадь перед столичным цирком;
  • площадь перед Дворцом независимости;
  • парк влюбленных;
  • площадь перед Дворцом мира и согласия («Пирамида»).

Да будет свет… «умным»

Также успешно стартовал в Астане пилотный проект по внедрению энергосберегающих систем уличного и паркового освещения с интеллектуальным управлением Smart-led. Компания «Астана Innovations» реализовывала этот проект совместно с тремя столичными компаниями — ТОО «LedSystemsMediа», ТОО «Гелиосити» и ТОО «Казтелекон». Внедрение современной осветительной системы позволило не только сократить потребление электроэнергии, но и значительно продлило срок службы каждого отдельно взятого уличного светильника. В результате потребление электричества снизилось на 45-60%. Срок окупаемости ламп нового поколения сократился до 3 лет.

Действительно скорая помощь

Если сегодня проект Smart Astana призван решить проблемы сугубо городского характера — транспорта и безопасности, то несколько лет назад на первый план выходили социальные направления. Так, была несколько усовершенствована работа столичной скорой помощи. Проект «Е-скорая» позволил врачам использовать новые технологии непосредственно в работе.

Все кареты скорой помощи были оснащены специальными планшетами на базе ОС Windows. Планшеты имеют выход на городскую линию «SIP-телефония» и систему «GPS-навигации». Благодаря использованию этих технологий врачи стали более мобильными — быстрее добираются до места вызова, получая в дороге информацию о пробках и возможностях проезда. Также нет необходимости постоянно поддерживать связь со станцией скорой помощи при помощи раций, как это было еще несколько лет назад. Планшет показывает медикам информацию о вызовах, предположительном состоянии больного и поддерживает связь с больницами города.

— Проект «Е-скорая» — безусловно, нужный и полезный, но в полную силу ему мешают заработать объективные причины, а именно, человеческий фактор. Не все сотрудники готовы изу-чать новые функции и пользоваться предоставленным оборудованием, городская инфраструктура недостаточно развита. В некоторых районах сигнал 3G слабый или часто пропадает, — сетует Саят Нюсупов. — Поэтому связь не везде устойчивая и высокоскоростная. Эти проблемы решаемы, и со временем всё встанет на свои места. Но на сегодняшний день, я считаю, мы уже смогли добиться важного результата — меняется сама система организации скорой помощи. Раньше она была строго вертикально интегрирована, связь поддерживалась только через диспетчера. Сегодня все бригады могут напрямую контактировать друг с другом, поликлиниками и врачами. Таким образом, внедрение новых технологий позволило сократить время обслуживания вызова. Кроме того, задержки по выездам в 2012 году снизились на 5%.

«Умная школа»

«Школа будущего» — также уже частично реализованный социально-значимый проект. Он разрабатывался на основе опыта финской компании Finpeda, которая занимается разработкой различных современных образовательных программ и внедрением инновационных технологий в школах Финляндии.

«Школа будущего» — также уже частично реализованный социально-значимый проектВ Астане школа-лицей №54 стала первым образовательным учреждением, где был успешно реализован проект. Сегодня в Астане проект «Школа будущего» уже внедрили в 11 школах. Его основу составляет комплексная система безопасности — установка турникетов, камер наблюдения в холле и коридорах школы. Ученикам выдаются электронные удостоверения «smart-card».

Особенность этого удостоверения — смс-уведомление. Как только ребенок заходит в школу или выходит из нее, он подносит карту к считывателю, чтобы пройти через турникет, и его родители получают смс-уведомление и уже не волнуются о том, что их чадо может, например, прогулять занятия. Карточка — не только входной билет в школу, но и платежное средство в столовой, электронный билет в библиотеки и идентификационная справка в общественном транспорте. Кроме того, в «умных школах» дети имеют доступ к сети Интернет с функцией фильтрации контента, то есть контролем доступа школьников на различные сайты. Проект удобен еще и тем, что Управление образования Астаны контролирует деятельность этих школ, а именно прием детей, их убытие и другую важную информацию, благодаря общей онлайн-базе, которая содержит данные всех учащихся школы.

Комментарии

Юмико Нода, руководитель Азиатско­Тихоокеанской практики по развитию ГЧП и инфраструктуры г. Йокогама (Япония)

— В концепцию «умного города» включены три важных элемента: это экологический, экономический и социальный факторы. В проблемах экологии  следует обратить внимание на водопотребление и ее минимизацию, в социальном факторе следует  создать  комфортные условия для молодых людей, это и медицинские услуги и иные, а в сфере экономики  увеличить доходность населения, создать как можно больше новых бизнес-планов.

Саят Нюсупов, председатель правления АО «Астана Innovations» Саят Нюсупов, председатель правления АО «Астана Innovations»

— Проект Smart Astana должен быть полностью запущен к 2017 году. Но и после проведения «ЭКСПО-2017» проект будет дальше развиваться и совершенствоваться. Чтобы отвечать на новые вызовы времени, Астане нужна мощная научная, интеллектуальная, технологическая база. В идеале будет создана единая интерактивная сеть. Мозговым центром этой системы будет управлять городская администрация. Роль генератора новых идей и проектов будет выполнять Astana Smarter City Solution Centre. Меморандум о его создании был подписан акиматом города Астаны, Комитетом регионального развития Министерства экономического развития и торговли РК и Корпорацией IBM. Это будет открытая площадка для современных ученых и мировых высокотехнологичных компаний, где начнут создаваться новые отечественные технологии, а лучшие иностранные изобретения пройдут адаптацию в условиях нашей среды. Этот центр будет готовить высококлассных специалистов по smart-технологиям. Основная цель — чтобы наработки и планы не остались на бумаге или в стадии пилотных проектов, а получили воплощение в практической жизни столицы.

Сергей Пономарёв, ведущий программы  «Портрет недели» на КТКСергей Пономарёв, ведущий программы «Портрет недели» на КТК

— Я, безусловно, горжусь тем, какая у нас инновационная и безупречная по многим параметрам столица, но искренне хотелось бы, чтобы распределение средств из бюджета было более равномерным как в разрезе городов, так и райцентров, поселков, аулов. Больно видеть, в каком состоянии находятся многие из них. Нет развитой инфраструктуры, не хватает больниц и школ, отвратительные дороги, молодежь деградирует, не может найти работу. Я часто езжу по регионам, и многое приводит меня в уныние.

Например, зимой я был в поселке Нурлы, в Чиликском районе Алматинской области: оттуда уехало всё местное население, половину домов разобрали — кирпичи и арматуру продали, оставшиеся дома заселили оралманами из Китая. Бедность через край! В рваных резиновых сапогах пасут они скот зимой, не общаются с «большой землей», живут изолированно и вырубают на дрова оставшиеся лесополосы. И это в 160 километрах от благополучного Алматы!  Я не против «умной Астаны», нет. Я только «за». Но существующий разрыв между богатыми и бедными, между городом и аулом, между Астаной и остальным Казахстаном нужно сокращать.

Аскар Мендыбаев, ведущий новостей на 31 канале

— Официальные СМИ напичканы красивыми обещаниями и убеждениями в нужности этих проектов. Конечно, это важно для Казахстана в целом, перечислять все плюсы «города будущего», наверное, не имеет смысла, это не только удобно, но и престижно, наконец. Приезжая в Гонконг или Лондон, мы, наконец, перестанем удивляться новым технологиям, если всё это появится у нас. Боязно за другое, наша ментальность и тяга ответственных лиц к бюджетным средствам могут затормозить проекты. Как это было с объектами Азиады, некоторые из них приводятся в порядок до сих пор. Если, всё же, проект состоится, а наш оптимистичный народ продолжает верить в порядочность власти, обидно будет, если это коснется только центральных улиц и проспектов, а задворки по-прежнему останутся «Целиноградом».

 Информационная служба kn.kz

Читайте также:

«ЭКСПО» предлагают бойкотировать

Как проходит ремонт дорог в Астане

 


1 комментарий:

Обновить
Дмитрий (13.11.2014 22:54)

На самом деле смс оповещение не приходит вообще. Деньги закинули на карточку, а смсок нет. Сплошная лажа!!!


Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.